Определение понятия ноу-хау или секрета производства дано в статье 1465 ГК РФ.
Согласно упомянутой норме, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения:
...любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Стоит отметить, что именно в таком виде эта формулировка существует с 1 октября 2014 года. До этого момента законодатель требовал, чтобы в отношения секрета производства вводился исключительно режим коммерческой тайны, а никаких иных мер соблюдения конфиденциальности не предусматривалось.
Как видно из определения, понятие ноу-хау плотно связано с режимами конфиденциальности или режимом коммерческой тайны.
Режим конфиденциальности
Режим конфиденциальности или какие-либо конкретные меры по соблюдению конфиденциальности законом не предусмотрены.
Одно можно сказать точно - режим конфиденциальности - это некая легкая версия режима коммерческой тайны. Если, вводя в компании режим коммерческой тайны, мы обязаны подчиняться требованиям Федерального закона №98-ФЗ "О коммерческой тайне", то вводя режим конфиденциальности мы сами себе устанавливаем разумные правила. Главная наша задача в этом случае, чтобы наше понимание "разумных мер" совпало с пониманием потенциального судьи, который в случае возникновения спора будет рассматривать наше дело.
Режим коммерческой тайны
Коммерческой тайне в Российской Федерации посвящен целый закон и он устанавливает ряд мер, которые должны быть приняты, чтобы режим коммерческой тайны считался введенным на предприятии.
Режим коммерческой тайны считается введенным на предприятии после принятия обладателем информации всех мер, перечисленных в ст.10. Федерального закона №98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Указанная статья устанавливает, что принимаемые меры должны включать в себя:
определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна".
Таким образом, вырисовывается целый пакет обеспечительной документации, необходимой на практике для введения режима коммерческой тайны.
В частности, обладатель информации обязательно должен разработать: положение о коммерческой тайне, приказ о введении на предприятии режима коммерческой тайны, создать перечень или журнал учета лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, разработать порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, внести поправки в трудовые договоры.
Четкий перечень документов, необходимых для введения режима коммерческой тайны, законодательно не установлен. Некоторые документы, например, могут быть объединены (порядок обращения можно, к примеру, предусмотреть в самом положении о коммерческой тайне). Решение о составе документации обычно принимается в каждом отдельном случае в зависимости от характера информации и масштабов предприятия, но всегда эти документы должны в обязательном порядке обеспечивать принятие мер, перечисленных в законе. Необходимо также помнить, что всех лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, необходимо под расписку ознакомить со всеми перечисленными документами, и отразить это в журнале, предупредив об ответственности за разглашение.
Преимущества ноу-хау
Одним из важнейших, на мой взгляд, преимуществ ноу-хау является отсутствие требований об обязательной государственной регистрации. Именно этот критерий зачастую является решающим для правообладателя при выборе способа охраны конфиденциальной информации.
Действительно, чтобы информация считалась секретом производства и охранялась по закону, требуется лишь ряд мер, обеспечиваемых самим правообладателем; ну и конечно соответствие критериям, установленным ст.1465 ГК РФ.
Таким образом, чтобы узаконить ноу-хау на Вашем предприятии, Вам следует:
определить и объединить единым пакетом документации круг информации, которая будет составлять секрет производства и проверить ее соответствие статье 1465 ГК РФ;
ввести в отношении этой информации режим конфиденциальности или режим коммерческой тайны;
ограничить свободный доступ третьих лиц к этой информации.
Самым объемным по трудозатратам в этом процессе будет ввод режима конфиденциальности или режим коммерческой тайны.
© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.