Найти тему

Аналитический доклад: Досрочные выборы Губернатора Приморского края 2018: особенности, архитектура, прогнозы

9 сентября 2018 года в Приморском крае пройдёт 45 избирательных кампаний различного уровня. Главным политическим событием избирательного цикла «Осень 2018» являются досрочные выборы Губернатора Приморского края, подготовка к которым началась ещё в 2017 году вскоре после назначения временно исполняющим обязанности главы региона Андрея Тарасенко. Спустя десять месяцев новому руководителю края удалось усилить свои позиции, в связи с чем ещё до официального старта губернаторской кампании, он являлся безоговорочным фаворитом. Вместе с тем, нужно понимать, что выборы — это важный этап в работе Андрея Тарасенко на губернаторском посту. В связи с этим, компетентная подготовка к ним позволит использовать потенциал избирательной кампании в интересах главы региона.

Главной целью данного исследования является анализ избирательной кампании Андрея Тарасенко. В рамках доклада будет дана оценка текущей общественно-политической ситуации в регионе, выделены особенности предыдущих избирательных кампаний в Приморском крае, а также сформированы рекомендации избирательному штабу и окружению главы региона.

Учитывая специфику обозначенной темы, доклад предназначен для сотрудников органов государственной власти регионального и федерального уровней, экспертного сообщества и представителей политико-финансовых групп.

1. Анализ текущей общественно-политической ситуации в регионе

По состоянию на август 2018 года общественно-политическая ситуация в Приморском крае стабильна. В первую очередь это обусловлено сохранением положительного эффекта от назначения временно исполняющим обязанности Губернатора Приморского края Андрея Тарасенко 4 октября 2017 года. Оперативное погружение нового руководства в региональную повестку, привлечение компетентных специалистов в состав Администрации Приморского края и адекватная реакция на региональные проблемы, позволили снизить градус общественного напряжения в различных сферах, а также «перезагрузить» коммуникации с региональными политико-финансовыми группами. Вторым по значимости событием, оказавшим влияние на ситуацию в Приморье, стало успешное проведение выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года. Региональным властям удалось провести избирательную кампанию без конфликтов и крупных скандалов, что в итоге позитивно отразилось на общественных настроениях, а также итогах голосования.

1.1. Ключевые региональные проблемы

Неэффективность предыдущей администрации Владимира Миклушевского, привела к формированию комплекса системных проблем. Обновление регионального руководства и начало так называемого «медового месяца» позволили временно законсервировать ряд проблемных точек. Вместе с тем решение этих вопросов по-прежнему является первостепенной задачей для Андрея Тарасенко.

(Карту проблем смотрите в печатной версии доклада)

1.2. Партийная и протестная активность

Именно локальные региональные проблемы в последние годы становились источником формирования протестных настроений. Основной пик публичных акций данного характера выпал на период с 2016 по 2017 гг. Этому также способствовало проведение целого ряда избирательных кампаний на территории Приморского края. Стоит отметить, что в указанный период была изменена сама природа региональных протестов. Если в период с 2011 по 2013 гг. модераторами протестов выступали партии и силы, связанные с иностранными агентами, то теперь заказчиками региональной дестабилизации чаще выступают представители политико-финансовых групп для отстаивания собственных интересов. Наглядно это проявлялось текущем году и по сегодняшний день проявляется на территории Находкинского городского округа, где тема борьбы с открытой перевалкой угля давно перешла в политическую плоскость. Не менее развивается ситуация и в Хасанском районе, где попытки региональных элит сохранить собственное влияние создают целый спектр локальных политических проблем.

Формирование подобной тенденции было связано как со слабостью региональной власти в период с 2016 по 2017 гг., так и более чем формальным участием местных партийных ячеек в политической жизни Приморья. Несмотря на то, что на сегодняшний день в регионе зарегистрировано 44 отделения политических партий, из них:

- активную региональную деятельность осуществляют партии «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР;

- ведут формальную работу по приёму граждан и от случая к случаю участвуют в муниципальных и региональных выборах партии «Справедливая Россия» и «Российская партия пенсионеров за справедливость»;

- активизируются в предвыборный период партия «Яблоко», «Партия Роста», «Коммунисты России» и «Партия дела».

Стоит отметить, что после обновления регионального руководства и завершения избирательных кампаний федерального и регионального уровней, количество протестных акций пошло на спад. Не стала исключением и прослойка сторонников оппозиционного политика Алексея Навального, которые хоть и продолжают выходить на общероссийские протестные акции, но их количество постепенно снижается. 1 июля 2018 года акция во Владивостоке собрала порядка 50 человек.

Вместе с тем, латентный протестный потенциал по-прежнему сохраняется в регионе. По состоянию на первый квартал 2018 года в Приморском порядка 70 % населения ощущали вокруг себя недовольство местными и региональными властями. На сегодняшний день драйвером роста протестных настроений может стать так называемая «пенсионная реформа», негативную реакцию на которую пока удаётся сдерживать в Приморье именно благодаря эффективной внутренней политике региональных властей. Подобная работа дала свои результаты на прошедшем 28 июля митинге во Владивостоке, организованном КПРФ. По разным подсчётам в нём приняло участие всего от 300 до 500 человек.

1.3. Положение ключевых политико-финансовых групп региона

Специфика региональных политических процессов за последние годы в значительной степени изменила структуру политической системы в Приморье. Наряду с традиционными политическими субъектами (органы исполнительной и законодательной власти, силовые структуры, партии) появились неинституциализированные политико-финансовые группы, объединённые по неформальному признаку, и ставящие перед собой задачи по отстаиванию интересов своих участников и их партнёров во властных структурах.

На сегодняшний день в Приморье можно выделить следующие политико-финансовые группы, оказывающие наибольшее влияние на ситуацию в регионе:

- Блок Трутнева (полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и его заместители, министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов). В последние годы блок Трутнева заметно усиливает своё влияние на политические и экономические процессы в регионах. В Приморье это проявилось на этапе формирования новой Администрации Приморского края (Дмитрий Братыненко и Константин Богданенко), а также в ходе конкурса по выборам главы Владивостока (креатурой полпредства был генеральный директор Фонда капитального ремонта Приморского края Денис Горовчук).

Учитывая сохранение позиций Трутнева в составе Правительства РФ, есть основания полагать, что его влияние на региональные процессы будет усиливаться, в том числе и за счёт выхода на дальневосточные поля крупных государственных заказов, а также в рыбную отрасль давних политических партнёров Ю. Трутнева «братьев Ротенбергов».

- Группа Дарькина (экс-губернатор Приморского края Сергей Дарькин, его «близкое окружение», отдельные региональные политики). С момента назначения Андрея Тарасенко был отмечен всплеск активности Сергея Дарькина на территории региона. Это коснулось как благотворительных проектов (достройка Спасо-Преображенского кафедрального собора в центре Владивостока), так и бизнес-активов бывшего главы региона. Несмотря на то, что Дарькин по-прежнему соблюдает публичный нейтралитет в вопросах региональной политики, члены его бывшей команды постепенно обратно интегрируются в региональную вертикаль (назначение на пост первого вице-губернатора Александра Костенко, генерального директора Фонда капитального ремонта Приморского края Александра Коваля). Более того позиции Дарькина на федеральном уровне также усилились после формирования нового Правительства РФ (в том числе аппаратного роста министра финансов РФ Антона Силуанова до уровня первого вице-премьера).

Люди, состоявшие с бывшим губернатором в дружеских (Игорь Чемерис, Галуст Ахоян) и деловых (Сергей Слепченко, Джамбулат Текиев) отношениях, на сегодня представлены в Законодательном Собрании Приморского края.

- Коллективный Пушкарёв (бывший мэр Владивостока Игорь Пушкарёв, некоторые сотрудники Администрации Владивостока, региональные политики). Игорь Пушкарёв стал одним из первых региональных политиков, проявивших лояльность к Андрею Тарасенко. Это произошло при передаче власти во Владивостоке.

На сегодняшний день позиции данной группы сосредоточены в области бизнес-интересов и поддержании позитивного имиджа Игоря Пушкарёва. При этом, команда экс-мэра настроена на конструктивное сотрудничество с новой региональной администрацией. Сегодня к данному блоку можно отнести заместителей главы Владивостока (Алексей Литвинов, Константин Лобода, Екатерина Химич, Леонид Вильчинский, Игорь Ткаченко), депутатов Законодательного Собрания Приморского края (Татьяна Косьяненко, Александр Бехтер), спикера Думы Спасска-Дальнего Алексея Сысоева. Сюда же можно отнести и держателей медиа-активов семьи экс-мэра.

- Экс-команда Миклушевского (сотрудники Администрации Приморского края, краевых учреждений). Некоторые специалисты, привлечённые бывшим главой региона Владимиром Миклушевским для работы в органы исполнительной власти, по-прежнему занимают посты второго-третьего властных эшелонов в региональной системе управления. Несмотря на отсутствие какого-либо внутреннего ядра консолидации, по отдельно взятым направлениям данные персоналии сохраняют влияние. На сегодняшний день таковыми являются директор департамента государственного заказа Приморского края Елена Волкова, директор департамента внутренней политики Приморского края Павел Ясевич, директор департамента международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков, директор департамента по делам молодёжи Приморского края Александр Кайданович.

Вместе с тем, необходимо отметить, что все вышеперечисленные чиновники оставлены Андреем Тарасенко по профессиональному признаку и могут быть отнесены к группе Владимира Миклушевского лишь формально. Остальные заметные представители «команды Миклушевского» остаются в регионе лишь в силу действующих в отношении них ограничений уголовно-процессуального характера (Илья Митькин, Алексей Авершин, Василий Усольцев, Евгений Вишняков), не оказывая заметного влияния на региональные процессы.

- Клан Николаевых (бывший мэр Владивостока Владимир Николаев и депутат Государственной Думы Российской Федерации Виктория Николаева). Группировка, фактически усилившая своё присутствие в регионе в период с 2015 по 2017 гг. За указанный период клану удалось обеспечить избрание депутата Законодательного Собрания Приморского края Виктории Николаевой в нижнюю палату Федерального Собрания, а также в целом легализовать возвращение Владимира Николаева во Владивосток после многолетнего отсутствия в России в связи с уголовным преследованием. На сегодняшний день клан Николаевых сохраняет влияние на уровне Владивостока и Партизанского городского округа, а также ведёт активную благотворительную деятельность на территории всех муниципальных образований через фонд Владимира Николаева. В 2017 году данная группа попыталась массово выдвинуться на праймериз «Единой России» по определению кандидатур для выдвижения в Думу Владивостока, но самоустранилась после блокировки со стороны силовых структур. Самого Владимира Николаева часто видят на различных (в основном культурных и спортивных) мероприятиях в окружении Андрея Тарасенко.

- Сторонники Ролика (спикер Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик, депутаты Законодательного Собрания Приморского края, некоторые представители региональной элиты). Председатель краевого парламента Александр Ролик на сегодняшний день является одним из немногих политиков, продолжающих свою карьеру, без особой угрозы её прекращения. Учитывая тесные предыдущие связи с командой Владимира Миклушевского, некоторые эксперты прогнозировали скорее падение спикера либо значительное его ослабление. Однако, грамотные действия председателя Законодательного Собрания по отношению к Андрею Тарасенко помогли ему стабилизировать положение и, в итоге, сохранить влияние. Наличие выстроенных связей с представителями бизнеса, силовых структур и политической элитой, позволили Александру Ролику закрепиться в числе политических акторов.

- Блок Кондратова (экс-депутат Государственной Думы Российской Федерации Руслан Кондратов, член Совета Федерации Российской Федерации Людмила Талабаева, директор ОТВ-ПРИМ Дмитрий Новиков, глава Славянского поселения Максим Бренчагов и другие). На сегодняшний день Руслан Кондратов является одним из влиятельных бизнесменов Приморья, который на протяжении последних лет демонстрирует лояльность региональным властям. Ведёт активную работу по защите своих бизнес-интересов в Находкинском городском округе, в том числе путём публичного перехода «Терминала Астафьева» на закрытый тип перевалки угля. Заинтересован в реализации аналогичного проекта в Хасанском районе, в связи с чем готов и далее выстраивать конструктивные взаимоотношения с региональными властями, а также выставил пул своих кандидатов на выборы в Думу Хасанского района.

- Блок Текиева (депутат Законодательного Собрания Приморского края Джамбулат Текиев, элита Хасанского района). Опытный региональный политик, отстаивающий собственные масштабные интересы в Хасанском районе. На данный момент находится в диалоге с региональными властями по поводу удержания власти в Хасанском районе.

- Блок Сопчука (депутат Государственной Думы Российской Федерации Сергей Сопчук, вице-спикер Законодательного Собрания Приморского края Сергей Кузьменко, элита Пограничного и Октябрьского районов). Обладает высоким авторитетом у местных элит, а также высоким электоральным рейтингом. Опытный политик и партийный функционер, возглавляет межрегиональный координационный совет «Единой России» по ДФО.

- Блок Новикова (депутат Государственной Думы Российской Федерации Владимир Новиков, элиты Артёмовского городского округа, глава Спасска-Дальнего Вячеслав Квон). Один из самых опытных политиков Приморского края, долгое время возглавлявший Артёмовский городской округ. С 2016 года является руководителем Совета муниципальных образований Приморского края. Заинтересован в сохранении собственных позиций в Артёмовском городском округе.

- Блок Пинского (депутат Государственной Думы Российской Федерации Виктор Пинский, федерация профсоюзов Приморского края). Неформальный лидер приморской федерации профсоюзов, известный политик в Приморском крае, имеющий широкие связи на федеральном уровне. Выстраивает связи со всеми руководителями Приморского края, решает собственные локальные задачи в «системном» ключе.

- Группа Хе. Сергей Хе, известный приморский предприниматель начала «нулевых», после долгого отсутствия вернулся в активную региональную политику, у предпринимателя выстроены давние отношения с Андреем Тарасенко. При этом давний партнёр Сергея Хе Евгений Корж сумел сохраниться в должности мэра города Уссурийска, доставшейся ему ещё в середине руководства регионом Владимира Миклушевского. Реализация влияния «группы Хе» планировалась через назначение Вячеслава Квона мэром города Находки, однако элитам муниципалитета удалось временно сохранить автономно.

- Группа Маноконова. На сегодняшний день в состав группы депутата Законодательного Собрания Приморского края Руслана Маноконова входят заместители главы города Находки и «контрольный пакет» голосов в Думе Находки. Группа Маноконова сохранила своё влияние в период руководства регионом Владимиром Миклушевского и закрепила его на первом этапе управления Приморьем команды Андрея Тарасенко.  Сегодня влияние группы сохраняется на общественные настроения в значимом с точки зрения региональной политики и экономики городе.

В данном списке представлены только те политико-финансовые группы, которые влияют на ситуацию в нескольких муниципальных образованиях и имеют значительный лоббистский потенциал на региональном уровне. Вместе с тем, наряду с данными акторами политического процесса, можно выделить некоторых участников, также оказывающих влияние на ситуацию в регионе. В первую очередь это касается привлеченных в Приморье для решения локальных задач политических консультантов, которые наряду с этим сращиваются с региональной политической и бизнес элитой, нарабатывают клиентелу, а в некоторых случаях дестабилизируют социально-политические процессы в попытках монетизировать свой труд. К таковым на данный момент можно отнести:

- Команда Митькина (политконсультант Илья Митькин, его супруга Алёна Свиридова, члены Избирательной комиссии Приморского края, бизнес-структуры). Был привлечён в регион в 2012 году и рекомендован главе региона Владимиру Миклушевскому со стороны секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Сергея Неверова. До момента ареста в 2017 году фактически монополизировал систему организации избирательных кампаний в регионе, а также оказывал подавляющее влияние на кадровые и бизнес-решения предыдущего губернатора.

- Команда Пономарёва (политконсультанты Андрей Пономарёв, Руслан Модин). Группа политконсультантов, привлечённая в регион

в начале 2017 года для организации избирательного цикла «Осень 2017». Приняли активное участие в организации президентской кампании на территории Приморского края в 2018 году. На данный момент сотрудничают с рядом региональных политико-финансовых, а также вовлечены в процесс подготовки к выборам Губернатора Приморского края 2018 года. Связаны с вице-губернатором Приморского края Дмитрием Братыненко и заместителем полномочного представителя Президента РФ в ДФО Григорием Курановым.

Стоит отметить, что в нынешней политической конструкции практически все политико-финансовые группы равноудалены от персоны главы региона Андрея Тарасенко, который за прошедшие десять месяцев сформировал достаточно узкий «ближний круг» из доверенных лиц, а также неоднократно демонстрировал автономность в процессе принятия решений. Это обуславливает и линии поведения участников политического процесса, большая часть которых сводится к демонстрации лояльности в попытках выстроить рабочие отношения на ближайшие годы.

2. Специфика губернаторских выборов с 1999 по 2014 гг.

2.1. Губернаторская кампания 1999 года

Выборы Губернатора Приморского края состоялись 19 декабря 1999 года. Всего в кампании приняло участие 8 кандидатов, среди которых фаворитом был действующий глава региона Евгений Наздратенко.

Центральным звеном кампании Наздратенко стал запуск цикла социальных программ для населения, которые были новеллой в политическом процессе региона. Одной из особенностей предвыборной подготовки являлась сложная политическая конъюнктура, обусловленная конфликтами региональных властей с Федеральным Центром и муниципальными элитами. В этой связи, месседж кампании был ориентирован на персону самого Евгения Наздратенко как защитника интересов населения.

Консультационное сопровождение Губернатору Приморского края оказывал московский политтехнолог Андрей Мошников. По итогам голосования Евгений Наздратенко набрал 64,61 %, опередив ближайшего оппонента более чем на 40 %. Явка на выборах составила 59,58 %.

2.2. Губернаторская кампания 2001 года

Первый тур выборов Губернатора Приморского края прошёл 25 мая 2001 года через несколько месяцев после отставки Евгения Наздратенко. Избирательная комиссия Приморского края зарегистрировала 14 кандидатов, среди которых фаворитами были депутат Государственной Думы РФ Виктор Черепков, спикер Думы Приморского края Сергей Жеков, врио губернатора Валентин Дубинин, руководитель ЗАО «Ролиз» Сергей Дарькин и первый заместитель полпреда в ДФО Геннадий Апанасенко.

Наиболее яркая предвыборная кампания была у Сергея Дарькина. С середины апреля 2001 года начал стремительно набирать электоральные очки благодаря широкому спектру политтехнологий. Для сопровождения избирательной кампании Сергея Дарькина была привлечена консалтинговая группа «Имидж-Контакт» во главе с Алексеем Ситниковым. Сам Ситников руководил процессом из Москвы. На месте работал Николай Сидоров, ставший после победы советником Дарькина, а с 2006 года и вице-губернатором.

Удачный слоган, качественная «полевая кампания», отчасти остаточный административный ресурс Наздратенко позволили ему стать лидером первого тура, набрав 23,94 %.

Благодаря лоббистским возможностям Алексея Ситникова, обладавшего связями в Кремле, победителя первого тура Сергея Дарькина не стали снимать во втором туре, как это произошло с Виктором Черепковым, который был снят судом. Его место срочно занял Геннадий Апанасенко, работавший на тот момент заместителем у дальневосточного полпреда Константина Пуликовского.

Политтехнологи на тот момент делали особый акцент и на образ «общего врага», которым выступил именно Апанасенко. Поддержка со стороны Кремля, использование административного ресурса – все эти клише использовались против конкурента Дарькина и стали достаточно мощным мобилизационным инструментом в борьбе за избирателя. В итоге во втором туре Сергей Дарькин победил с результатом 40,17 %.

 В 2005 и 2010 годах Сергей Дарькин переназначался на свой пост главой государства. Нужно отметить, что функцию консолидации элит выполняли избирательные кампании на уровне Законодательного Собрания Приморского края в 2006 и 2011 гг., по результатам которых команде Сергея Дарькина удавалось обеспечить большинство партии «Единая Россия». Депутатский корпус образца 2006 года тесно работал с главой региона при подготовке к Саммиту АТЭС 2012. Состав Законодательного Собрания Приморского края, избранный в 2011 году, долгое время был проблемой для приемника Сергея Дарькина Владимира Миклушевского.

2.3. Губернаторская кампания 2014 года

Возвращение прямых выборов Губернаторов в 2012 году привело к общероссийской волне официальных переизбраний глав субъектов, назначенных Президентом РФ. В случае с Приморским краем это произошло в 2014 году, когда проработавший более двух лет на должности Губернатора Приморского края Владимир Миклушевский формально ушёл в отставку и попросил согласования

у Владимира Путина для участия в перевыборах. На тот момент реноме Миклушевского ещё не успело пошатнуться от последовавших в 2015-2017 годах многочисленных коррупционных скандалов с его окружением и подчинёнными. Кроме того, поддержку Миклушевскому оказывали тогдашние секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов и первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслав Володин. В этих условиях Миклушевский легко влился в число глав регионов, которым Москва дала «зелёный» свет на переизбрание.

Избирательная кампания Владимира Миклушевского не могла похвастаться торжеством политтехнологий по ряду причин.

Во-первых, рейтинг губернатора в регионе на тот момент достигал наивысших отметок за всю историю его руководства Приморьем.

Во-вторых, кампания проходила по референдумному сценарию ввиду того, что глава региона не испытывал сопротивления со стороны местных элит и выдвинул против себя лишь формальных оппонентов, большинство из которых имели свой интерес от участия в таких выборах.

В-третьих, согласование со стороны Президента РФ кандидатуры Владимира Миклушевского добавляло ему серьёзные предвыборные бонусы. Команде губернатора Приморья лишь оставалось закрепить успех на выборах. Взять на себя эту роль было предложено политтехнологу Илье Митькину, к тому моменту уже закрепившимся в «близком окружении» губернатора.

Главной особенностью избирательной кампании Владимира Миклушевского стал так называемый «Большой проезд». Глава региона со своей командой проехался по всем городским округам и муниципальным районам, где проводил встречи с населением, коллективами предприятий и чиновниками. По итогам проезда был разработан перечень из 100 поручений, который являлся своеобразным сводом наказов избирателей. Несмотря на «тепличность» условий предвыборной кампании, по информации экспертов, на неё были собраны суммы, которые некоторые оценивают в 300-400 млн рублей. Результат Владимира Миклушевского составил 77,43 %. Отсутствие конкуренции привело к отсутствию и независимых наблюдателей. В ходе досрочного голосования, по документам, в один день в той или иной ТИК могли «голосовать» до 800 человек.

3. Особенности избирательной кампании АндреяТарасенко

4 октября 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ

«О досрочном прекращении полномочий Губернатора Приморского края», согласно которому была принята отставка по собственному желанию со стороны Владимира Миклушевского, а временно исполняющим обязанности Губернатора Приморского края был назначен Андрей Тарасенко. Данная кадровая рокировка произошла на второй за 2017 год волне губернаторских отставок[1], в рамках которой свои посты покинули 11 губернаторов.

В экспертной среде персону Андрея Тарасенко относят к пулу губернаторов-технократов, то есть политиков, лично преданных Президенту РФ и ставящих перед собой главной целью решение задач, обозначенных вышестоящим руководством.

В прошедшие несколько месяцев Андрей Тарасенко в целом соответствовал данной категории, учитывая его региональную активность и принятые решения.

С момента назначения Андрея Тарасенко на пост временно исполняющего обязанности главы региона, одним из основных политических рисков для него был длительный временной промежуток до начала избирательной кампании (с октября 2017 года по июнь 2018 года), который мог отчасти повлиять на его позиции. Вместе с тем, главными факторами, которые сыграли на руку Андрею Тарасенко и позволили удержать стартовые позиции стали: высокий рейтинг главы государства Владимира Путина, назначившего главу региона и выступившего гарантом его политической легитимности, а также успешные «первые шаги» самого Андрея Тарасенко.

Сложившаяся общественно-политическая ситуация определила особенности избирательной кампании. Фактически она пройдёт по референдумному сценарию, где основная интрига будет заключаться в том, насколько эффективно команде Андрея Тарасенко удастся воспользоваться выборами для дальнейшей реализации курса развития региона.

3.1. Назначение на пост врио Губернатора Приморского края

Одной из главных причин принятия решения о назначении Андрея Тарасенко являлось ухудшение общественно-политической обстановки в Приморье. Серьёзным вызовом для нового главы региона стало так называемое «наследие» его предшественника Владимира Миклушевского – совокупность проблемных точек в различных сферах региона.

- Снижение темпов социально-экономического развития. Приморский край по состоянию на середину 2017 года «проседал» по многим федеральным критериям оценки эффективности[2].

- Межэлитные конфликты. Наиболее ярким примером стал затяжной конфликт с мэром Владивостока Игорем Пушкарёвым. В 2017 году Владимир Миклушевский также усложнил взаимоотношения с экс-мэром краевого центра Владимиром Николаевым, после неудавшейся операции по выдвижению его пула кандидатов на выборы депутатов Думы Владивостока. Сложная ситуация сохранялась и в ряде муниципальных образований, где региональным властям не удавалось урегулировать политические конфликты, зачастую провоцируя их (Большой Камень, Находка, Лесозаводск, Спасск-Дальний, Партизанск).

- Коррупционные скандалы. В период с 2016 по 2017 гг. Администрацию Приморского края и команду Миклушевского захлестнула волна уголовных дел, которая продолжилась и после отставки Губернатора.

- Падение рейтинга Губернатора. В среднем по Приморскому краю рейтинг Миклушевского по состоянию на август 2017 года колебался в районе 30-33 %.

Таким образом для Андрея Тарасенко была сформирована некая объективная социально-политическая среда, обусловленная рядом позитивных и негативных факторов.

Учитывая положение дел в регионе, Андрей Тарасенко изначально взял на себя роль медиатора в экономических и политических процессах, в попытках нормализовать ситуацию. За прошедшие десять месяцев с момента назначения глава региона добился результатов по следующим направлениям.

Основные достижения Андрея Тарасенко в период нахождения на посту врио Губернатора Приморского края

Запуск политической реновации[3] в регионе

- Обнуление прежних межэлитных конструкций в регионе

- Демонстрация местным политико-финансовым группам готовности к системной работе

- Налаживание диалога с системной оппозицией

- Разрешение кризиса власти во Владивостоке, Большом Камне и Находке

Формирование временной Администрации Приморского края

- Обновление пула заместителей главы региона и руководителей краевых предприятий

- Привлечение специалистов по принципу эффективности и наличия компетенций

- Соблюдение принципа коалиции – объединение наиболее эффективных представителей местных ПФГ для достижения общих целей

Проведение выборов Президента Российской Федерации

- Отказ от технологий фальсификаций результатов выборов

- Обеспечение условий для работы оппозиционных штабов кандидатов

- Эргономичное использование административного ресурса для повышения явки

- Вовлечение местных политико-финансовых групп в избирательный процесс

Купирование острых точек социальной напряжённости

- Стабилизация ситуации на промышленных предприятиях (ВБЩЗ, Лермонтовский ГОК, ГМК «Дальполиметалл»)

- Запуск реальной работы по решению проблемы с открытой перевалкой угля в Находке

Стремительное погружение в региональную повестку

- Постоянные визиты в муниципальные образования

- Проведение встреч с представителями разных сфер деятельности

3.2. Выдвижение на праймериз партии «Единая Россия»

8 мая 2018 года Андрея Тарасенко подал документы для участия в праймериз «Единой России». Изначально предполагалось, что кампания Андрея Тарасенко будет максимально автономной от финансового участия региональных акторов, в связи с чем, предварительное голосование партии власти по определению кандидатур для выдвижения на должность Губернатора Приморского края было запланировано провести по третьей модели. В сравнении с первой моделью, при которой проводится полноценная репетиция выборов, избрание кандидата через региональный политический совет в разы дешевле и содержит в себе минимум театрализации.

Нужно отметить, что выдвижение Андрея Тарасенко от партии «Единая Россия» было стратегически вынужденной мерой и связано с тремя причинами:

- Законодательные рамки по выдвижению на выборы только от политической партии.

- Быстрое наращивание собственного электорального рейтинга за счёт сторонников «Единой России».

- Соблюдение политических «правил игры», учитывая статус «Единой России» как «партии власти» в России.

Вместе с тем, состав оппонентов Андрея Тарасенко на данном праймериз получился достаточно формальным, что не позволило создать эффект внутрипартийной конкуренции. В качестве оппонентов выдвинулись депутат Законодательного Собрания Приморского края Всеволод Романов, глава Хорольского района Алексей Гуайдуллин, председатель Думы Владивостока Андрей Брик, депутат Думы Владивостока Владимир Исаков. Итоги партийного голосования были подведены на региональной конференции 30 июня, где за Андрея Тарасенко проголосовало 165 из 202 делегатов.

Выдвижение от «Единой России» актуализовало в информационном поле вопрос партийности Андрея Тарасенко, который на сегодняшний день остаётся беспартийным. Отсутствие членства в той или иной партии позволяло главе региона выстраивать равные отношения со всеми парламентскими партиями в регионе

и усиливало статус политического арбитра. В этой связи, после завершения избирательного цикла «Осень 2018» года для Андрея Тарасенко было бы целесообразно вступление в число сторонников «Единой России», что позволит ему сохранять определённый баланс между региональными партийными ячейками.

3.3. Активная фаза избирательной кампании

Выборы — это всегда масштабное политическое событие на уровне региона, которое не только выполняет функцию по избранию высшего должностного лица, но и даёт мощный импульс для его деятельности на ближайшие годы. Референдумный характер текущей избирательной кампании действительно несёт ряд позитивных моментов для кандидата, в первую очередь связанный с минимизацией расходов на проведение выборов. Однако несмотря на свою простоту именно данный сценарий формирует для региональных властей целый набор внутренних и внешних вызовов.

Внутренние вызовы

Учитывая специфику референдумного сценария выборов, главными внутренними вызовами для кандидата являются:

Финансирование избирательной кампании. Прочность предвыборных позиций Андрея Тарасенко позволяет максимально устраниться от взятия финансовых обязательств в виде взносов в избирательный фонд от представителей региональных политико-финансовых групп. Подобная тактика позволяет в первую очередь продолжить независимый курс выстраивания взаимоотношений с местными игроками, а также избежать в дальнейшем возможного политического шантажа главы региона.

- Победа с невысоким уровнем поддержки населения. Несмотря

на позитивный характер первых шагов Андрея Тарасенко, он по-прежнему не имеет высокой узнаваемости в регионе. По состоянию на июнь 2018 года порядка 50 % населения знает фамилию нового главы региона. В этой связи избирательная кампания будет выполнять функцию роста не только узнаваемости Андрея Тарасенко, но и уровня поддержки. Дело в том, что в связи со сменой региональной власти в обществе отмечается скачок роста позитивных ожиданий, согласно которому более 50 % жителей Приморья уверены, что новый глава региона будет работать в их интересах.

Повышение уровня легитимности Андрея Тарасенко станет опорой для работы обновленной региональной администрации, которая с 1 января 2019 года будет преобразована в Правительство Приморского края. Кроме того, высокий уровень поддержки главы региона станет гарантом пролонгации так называемого «медового месяца», что позволит региональным властям решить накопившиеся проблемы в Приморье. Первые шаги (массированная баннерная кампания) штаба подтверждают осознание командой Тарасенко наличие данного риска.

- Появление невыполнимых обещаний. Встречи Андрея Тарасенко

с населением неизбежно будут приводить к поднятию острых региональных проблем, требующих оперативного решения. Большая часть тем, будет связана с провалами предыдущей администрации, в связи с чем глава региона должен признавать наличие проблемных точек, но не сковывать начало своей работы на губернаторском посту десятками локальных обещаний. В лучшем случае этот перечень вопросов должен быть преобразован в «блок наказов» и зафиксирован в бюджете на 2019-2020 гг.

Внешние вызовы

Наряду с вызовами, затрагивающими непосредственно Андрея Тарасенко и перспективы его дальнейшей деятельности, большое внимание нужно уделить внешним вызовам, связанным с контурами и содержанием выборов главы региона. Данная нагрузка ложится именно на команду врио Губернатора Приморского края, который является не только кандидатом, но и гарантом обеспечения прав и свобод в рамках выборных процедур.

- Конкурентность выборов. Одной из главных проблем избирательных кампаний референдумного сценария являлся подбор достойных оппонентов. Создание эффекта конкурентности ещё на старте выборов позволяет устранить упаднические настроения электората и повысить интерес жителей к самой процедуре. Образцовой кампанией в данном случае можно считать выборы Президента РФ 18 марта 2018 года, когда к участию было допущено 8 кандидатов, двое из которых (Павел Грудинин и Ксения Собчак) решили вышеобозначенные вопросы. Вместе с тем, учитывая пассивность региональных отделений партий, которые выдвинули достаточно формальных кандидатов, региональным властям не удалось в полной мере обеспечить принцип конкурентность. Вместе с тем, уже на данном этапе мы можем сделать определённый прогноз по поводу целей и результатов каждого из оппонентов Андрея Тарасенко.

Список оппонентов Андрея Тарасенко на выборах Губернатора Приморского края 9 сентября 2018 года

Кандидат оппозиционер

Либерально демократическая партии России

Андрей Андрейченко, депутат Государственной Думы Российской Федерации от ЛДПР.

Является одним из самых молодых депутатов нижней палаты российского парламента. Стремительно построил карьеру в приморской ячейке ЛДПР, пройдя путь от партийного функционера до депутата Думы Владивостока, Законодательного Собрания Приморского края, Государственной Думы Российской Федерации. Ведёт активную работу с населением на территории Приморского края и Дальнего Востока, что позволяет ему удерживать собственный рейтинг узнаваемости. Участвовал в выборах Губернатора Приморского края в 2014 году, заняв третье место с результатом 4,77 %.

В рамках избирательной кампании может получить поддержку партийного актива, молодёжи и промышленного сектора. Итоговый результат 10-12 %.

Коммунистическая партия Российской Федерации

Андрей Ищенко, депутат Законодательного Собрания Приморского края от КПРФ.

Один из активных представителей региональной ячейки КПРФ, выдвижение которого должно было создать впечатление конкурентности кампании. Однако по факту он будет конкурировать с кандидатом от ЛДПР Андреем Андрейченко, учитывая схожесть их политических портретов и слабый старт избирательной кампании.

Ожидаемый результат в диапазоне от 10 до 15 %.

Кандидат-дублёр

«Справедливая Россия»

Алексей Козицкий, депутат Законодательного Собрания Приморского края от партии «Справедливая Россия»

Руководитель региональной ячейки партии «Справедливая Россия», дважды депутат регионального парламента. Выдвижение Алексея Козицкого на выборы является своеобразной попыткой сохранить свои позиции в региональной политической системе и попытаться реабилитироваться перед федеральным руководством партии в преддверие грядущего объединения «Справедливой России» с «Родиной» и «Российской партией пенсионеров за справедливость».

В рамках предвыборной кампании может повысить интерес к ячейке партии «Справедливая Россия», а также отобрать часть электората у ЛДПР и КПРФ. Итоговый результат в районе 3-7 %.

«Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»

Юлия Толмачёва, депутат Законодательного Собрания Приморского края от «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость»

Персона Юлии Толмачёвой стала широко известна в регионе после её избрания в региональный парламент в 2016 году. На сегодняшний день Толмачёва возглавляет региональную ячейку партии пенсионеров и является кандидатом, который достаточно активно начал свою избирательную кампанию в медиа, а также лично участвовала в сборе подписей. На сегодняшний день с точки зрения политтехнологий, Толмачёва является марионетной фигурой, чья основная задача отрывать голоса от КПРФ, в связи с чем, несмотря на ряд вбросов о якобы имевшихся у неё проблемах в ходе сбора подписей, она их в итоге успешно представила в избирком. В команде Юлии Толмачёвой работает группа «системных» политконсультантов, в связи с чем риск потери управляемости не велик.

При проведении активной кампании на уровне региона, результат может быть в районе 2-5 %.

- Открытость выборов. Прозрачность всех этапов подготовки и проведения избирательной кампании позволяет в первую очередь продемонстрировать уверенность позиций региональной администрации как одного из главных гарантов соблюдения «правил игры» участниками политического процесса. В этой связи необходимо выделить два ключевых направления.

Первое направление – активное привлечение средств массовой информации к теме выборов. На сегодняшний день именно СМИ являются основным каналом донесения информации до широкой общественности. В этой связи региональная власть должна выступить модератором информационного освещения кампании.

Второе направление – наблюдение в день голосования. Беспрепятственный допуск наблюдателей на избирательные участки и увеличение их количества позволит не только сформировать картину открытости выборов, но и оперативно реагировать на возможные провокации со стороны маргинальных политических сил.

- Бесконфликтность выборов. Исключение политического, силового и юридического давления на участников избирательного процесса, будет главным гарантом спокойного проведения выборов. Кроме того, подобная линия поведения со стороны региональных властей позволит исключить из публичного поля манипуляции общественным сознанием на тему применения административного ресурса.

- Вовлечённость населения. Президентские выборы 2018 года показали, что работа на повышение явки в референдумных кампаниях приносит свои результаты в первую очередь кандидату-фавориту. При этом для широкой общественности, курс на вовлечённость без конкретных установок по голосованию, способствует повышению интереса к выборам.

Выводы и рекомендации

Анализ текущей общественно-политической ситуации в Приморском крае в период подготовки к большому избирательному циклу «Осень 2018», в рамках которого главной будет кампания по выборам Губернатора Приморского края, позволяет выделить следующий блок выводов.

·         общественно-политическая ситуация в Приморском крае по состоянию на август 2018 года стабильна;

·         в регионе сохраняется блок проблем в различных сферах, сформированный в период руководства регионом Владимиром Миклушевским;

·         врио Губернатора Приморского края удалось оперативно ознакомиться

с ситуацией в крае и ключевыми проблемными точками;

·         Андрей Тарасенко смог перезагрузить межэлитные коммуникации

в регионе;

·         несмотря на отсутствие массовых протестных акций, сохраняется перманентное напряжение в обществе по поводу действия властей;

·         смена региональной власти привела к росту позитивных ожиданий;

·         региональные политико-финансовые группы стараются не конфликтовать с Андреем Тарасенко, понимая уверенность его позиций.

Действительно региональные успехи временно исполняющего обязанности Губернатора Приморского края Андрея Тарасенко, совершённые в первые месяцы работы в крае, позволили с уверенностью подойти к собственным выборам. Между тем, учитывая референдумный характер избирательной кампании по выборам главы региона, Андрей Тарасенко будет не только выполнять роль кандидата-фаворита, но и модератора предвыборного процесса. В этой связи можно выделить следующие рекомендации для краевого избирательного штаба.

Общая архитектура выборов.

1. Провести выборы в рамках принципов, ранее задекларированных Федеральным Центром: открытость, бесконфликтность, вовлечённость.

2. Уделить особое вниманию вопросу наблюдения в день голосования.

3. Обеспечить информационное и экспертное сопровождение избирательного цикла «Осень 2018 года» (работа в блогосфере, публикации в СМИ, экспертные мероприятия).

Избирательная кампания Андрея Тарасенко

1. Избирательную кампанию необходимо использовать для повышения собственной легитимности.

2. Основную организационную подготовку должны взять на себя профильные структуры Администрации Приморского края.

3. Задействование политических консультантов возможно на следующих направлениях: информационное сопровождение, имиджмейкинг, работа с оппонентами, ведение кампаний-дублёров, организация наблюдения, кампания «первой леди».

4. Особое внимание необходимо уделить усилению собственного имиджа Андрея Тарасенко. Образ «своего мужика» будет выигрышным на фоне его предшественника «академика-варяга».

5. Центральным звеном кампании должна стать презентация стратегии или программы развития Приморского края на ближайшие годы, которая позволит объединить позитивные настроения избирателей с образом «светлого будущего».

6. Выдвижение от партии «Единая Россия» не должно ставить крест на коммуникациях с региональной оппозицией. Андрею Тарасенко необходимо сохранять функцию политического арбитра, ставящего на первое место стабильность общественно-политической ситуации в регионе.

7. Оптимальный итоговый результат Андрея Тарасенко должен варьироваться в диапазоне от 60 до 70 %.

Приложение 1: Методологическая основа доклада

Доклад «Досрочные выборы Губернатора Приморского края 2018: особенности, сценарии, прогнозы» является продолжением цикла материалов, посвящённых изучению деятельности временно исполняющего обязанности главы региона Андрея  Тарасенко. Методологической основой исследования является политический анализ. Для анализа отдельных предметных областей в рамках доклада, мы использовали ситуационный анализ (фрагментарный и проблемный анализ ситуации). Блок выводов и рекомендаций был составлен при помощи поисковых и нормативных прогнозов.

В числе вспомогательных методов были использованы наблюдение, контент- и ивент- анализ, экспертные оценки.

Приложение 2: О Консалтинговом центре «Expert Group»

ООО «Консалтинговый центр «Expert Group» зарегистрирован 9 ноября 2017 года во Владивостоке. Учредителями и создателями организации выступили действующие участники рынка политического консалтинга. Директором является политолог Павел Николаевич Наливайко. Руководителем наблюдательного совета избран политический консультант, бывший вице-губернатор Приморского края по вопросам внутренней политики Приморского края Александр Юрьевич Шемелёв.

Создание организации было связано с необходимостью повышения качества политического и бизнес консалтинга, политического анализа, PR и GR-технологий
в регионе.

Одним из ключевых направлений работы организации является создание региональной экспертной сети, которая будет представлять из себя единую площадку для экспертов в различных сферах для оказания коммерческих и общественных услуг. Работа в данном направлении уже ведётся посредством организации экспертных мероприятий и публикации аналитических материалов.

Основными направлениями исследовательской деятельности являются:

- Изучение социально-политических процессов Приморского края и субъектов Дальнего Востока;

- Вопросы коммуникаций бизнес-структур с региональными органами власти;

- Мониторинг деятельности политико-финансовых групп в Приморском крае;

- Анализ деятельности ключевых политических акторов Приморского края;

- Составление рейтингов эффективности органов исполнительной и законодательной власти.

Исследовательские проекты

- Доклад 100 дней Андрея Тарасенко (январь, 2018)

- Доклад 100 дней Виталия Веркеенко (март, 2018)

- Цикл экспертных мероприятий в рамках подготовки к выборам Президента РФ
в Приморском крае (февраль-март, 2018)

- Организация мероприятия «Ночь выборов 2018», г. Владивосток (март, 2018)

- Досрочные выборы Губернатора Приморского края 2018: особенности, архитектура, прогнозы (август, 2018)

Приложение 3: График выхода исследований в 2018 году

Август:

Рейтинг эффективности депутатов Законодательного Собрания Приморского края

Октябрь:

Доклад «Годовщина Андрея Тарасенко на посту губернатора Приморского края»

Декабрь:

Доклад «Социально-политическая ситуация в Приморском крае: политический анализ»