Все чаще в турецких СМИ звучит информация о возможной отмене популярной у туристов системы «все включено». В отелях отдыхающие получают все что нужно, поэтому их траты в большинстве случаев ограничиваются покупкой путевки. А представители туриндустрии хотят, чтобы туристы тратили деньги в местных ресторанах, развлекательных зонах и на экскурсиях, «подпитывая» экономику страны.
По данным Ассоциации туроператоров 96% купленных россиянами туров в Турцию включали питание по системе all Inclusive. Другие варианты для отдыха в этой стране туристы обычно даже не рассматривают.
Смена акцентов
Новый министр Турции по туризму и культуре главной целью ставит рост доходов от туристического бизнеса и увеличение его доли в ВВП с 4% до 8%. Подход к оценке направления изменился радикально: раньше курс был на массовый туризм, цели ставились именно в отношении роста потока. Теперь вместо цифры в 50 млн иностранцев министр озвучивает цифру в 50 млрд USD дохода, пусть даже от меньшего количества приехавших на отдых людей. Турции интересны состоятельные туристы, которые будут путешествовать по стране, посещать достопримечательности, местные рестораны, а не сидеть в отелях, курсируя между пляжем, бассейном и рестораном.
«Сгладить» сезонность планируется за счет многочисленных санаториев, предлагающих оздоровительные программы. Такой подход, согласно планам министра, увеличит количество рабочих мест и инвестиций, что также благоприятно отразится на экономике страны.
Важно, что Турция не планирует ломать работающую систему. Например, Анталия знаменита своими пляжами и отелями «все включено», привлекающими миллионы иностранных туристов. Министр считает, что тут ничего менять не стоит, но и дополнительной помощи этой сфере оказывать не будут. А вот «непляжный» туризм планирует активно развивать, для этого уже составляются программы стимулирования на правительственном уровне.
Мечты и реальность
Турция озвучила порог в 1000 USD – именно столько, по мнению представителей министерства, должен тратить один турист на отдыхе. При этом наши соотечественники в 2017 г. в среднем оставляли в стране 458 USD. Но и туристы из других стран тратят недостаточно относительно озвученного порога: 630 USD. Отельеры и СМИ связывают такие невысокие цифры исключительно с эффектом системы All Inclusive. В этом году особенно активно обсуждается тема негативного влияния «все включено» на туристический бизнес. Не только россияне, немцы и англичане тоже неохотно покидают отели и тратят деньги. Отельеры утверждают, что их доходы не так высоки, как раньше, хотя турпоток в этом году рекордно высокий, и загрузка практически полная.
Турецкие отели нанимают детективов для защиты от туристов-жуликов.
Мнение ключевых игроков рынка
Конфедерация торговцев и ремесленников Турции (ТЭСК) написала открытое письмо, в котором очень эмоционально высказалась в отношении All Inclusive. Систему назвали главным врагом аутентичности Турции, так как туристы просто не доходят до ресторанов с местной кухней, отказываются даже от организованных экскурсий, предпочитая отдых в баре у бассейна, а сложные маршруты, редкие промыслы и прочие «жемчужины» турецкого отдыха и вовсе «остаются за кадром». ТСЭК в своем письме предлагает отменить ALL законодательно, а отелям добровольно от нее отказаться.
Казалось бы, отельеров вопрос трат туристов за пределами гостиницы волновать не должен волновать, но это не так. Генеральный директор Cornelia Diamond Golf Resort & SPA Hotel 5*выступил с заявлением о необходимости развивать разные виды туризма, ведь те, кто не покидает отель, никак этому не способствуют.
В какие страны едут только на «завтраки», а куда — на «все включено».
Представители туроператоров сомневаются, что такой поворот событий возможен и называют все слухи об отмене в турецких отелях ALL беспочвенным популизмом. СМИ говорят об этом давно, это уже медийный тренд, не имеющий с реальностью ничего общего. Ни отельеры, ни правительство никогда не пойдут на это, так как Анталия и ряд других курортов стойко ассоциируются у зарубежных туристов с All Inclusive, на других условиях они в Турцию просто не поедут. Точнее, Турция встанет в один ряд с множеством других стран, предлагающих традиционные условия отдыха, и не факт, что выиграет в этой конкуренции. Отказ от «все включено» неизбежно снизит турпоток и испортит имидж турецких курортов.
Так ли страшен all Inclusive?
Специалисты считают, что нельзя делать из ALL абсолютное зло – эта система тоже помогает местной экономике. Огромное количество частных хозяйств и производителей Анталийского побережья сейчас привлечены к обслуживанию многочисленных отелей, а это стабильный доход и занятость, следовательно, налоги в казну. Да и рабочих мест отели предоставляют немало, особенно в высокий сезон при полной загрузке. К тому же нужно адекватно оценивать возможности инфраструктуры региона: тут просто нет такого количества развлекательных заведений и точек общепита, которые смогли бы принять всех туристов, если в отеле им откажут в ALL.
Что же будет?
Все эксперты сходятся во мнении, что шумиха вокруг отмены all Inclusive – не больше, чем популярный инфоповод. Возможно, таким образом создается ажиотаж в расчете, что все откладывавшие желанный пассивный отдых на полном обеспечении в турецких отеляхринутся покупать путевки, пока это еще возможно. Правительство и представители турбизнеса прекрасно понимают все риски подобного решения, поэтому можно ожидать только активного развития «непляжного» отдыха и упора на сглаживание сезонности, но отнюдь не закрытия имеющегося популярного направления.