Найти тему
Горком36 | Воронеж

ВЫЖИВУТ ЛИ СЕРВИСЫ СОВМЕСТНЫХ ПОЕЗДОК ПОСЛЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА?

Сервисы совместных поездок (им даже придумали специальный термин – карпулинг) появились в России не вчера. Популярность сайтов типа BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» растет из года в год и уже заинтересовала государственные структуры. В недрах правительства разрабатывается законопроект, создающий правовую основу для функционирования подобных сервисов. Чиновники планируют сделать их более безопасными, налоговики – пополнить бюджет, но рядовые водители и пассажиры настроены скептически – как бы новые законодательные акты не поставили крест на карпулинге в России.

Договорились подвезти

Работа сервисов карпулинга проста и прозрачна. Водитель оставляет заявку, что в такое-то время едет в такое-то место и готов за такую-то сумму кого-нибудь подвезти. Пассажиры смотрят предложения и если находят подходящий вариант, то присоединяются. В таком формате это выгодно всем.

Водитель все равно совершает поездку, а, взяв попутчиков, он сможет сэкономить, разнообразить беседой время, проведенное за рулем, и просто познакомиться с новыми людьми.

Пассажир получает возможность добраться из точки А в точку Б «за недорого», да еще и с относительным комфортом. К примеру, средняя цена поездки из Воронежа в Москву у сервисов поиска попутчиков 800 руб., а автобус дешевле 1000 руб. уже и не найдешь, даже сидячий поезд, если не покупать билет за 60 дней, стоит уже около 1000 руб.

Сервисы поиска попутчиков тоже остаются в выигрыше, они не берут денег ни с водителей, ни с пассажиров (хотя в последнее время на некоторых площадках появились платные услуги), а зарабатывают на рекламе. Все расчеты идут между водителями и пассажирами напрямую.

Сайты карпулинга - это яркий пример рыночной экономики. Обычно у сервисов есть рекомендованные цены на поездки, но каждый водитель волен выставить любую сумму, закон спроса и предложения действует тут в полную силу. Плюс у каждого водителя указана марка автомобиля – пассажиры могут выбирать еще и по этому параметру.

Казалось бы, если все стороны довольны, то значит, подобной схеме поездок жить и процветать, но оказалось не так все просто.

Те же и налоговая

В конце прошлого года один из Краснодарских районных судов вынес решение о блокировке сайта BlaBlaCar, потому что он якобы помогает оказывать незаконные предпринимательские услуги. Юристы портала обжаловали это решение и блокировки избежали, но теперь тема оказалась поднятой уже на федеральном уровне.

Налоговиков очень беспокоит тот факт, что водители берут деньги с пассажиров. По их мнению, с этих сумм нужно платить налоги. Представители площадок карпулинга парируют тем, что этих сумм недостаточно для прибыли, они просто компенсируют часть затрат на поездку.

Посчитаем сами. Возьмем тот же маршрут Воронеж – Москва, со средней ценой в 800 руб. Предположим, что водителю получится найти трех попутчиков (на сайтах карпулинга не принято сажать на задний ряд троих человек), с них он суммарно получит 2400 рублей. При стоимости литра бензина в 43 руб. и расходе 8 литров на 100 километров затраты на топливо составят 1720 руб., плюс около 600 руб. придется отдать на платных дорогах (проезд по М4 нынче дорог), итого выйдет примерно тоже на тоже. Ни то, что о прибыли, даже о себестоимости говорить не приходится, ведь не учтена амортизация автомобиля и дополнительные расходы.

Вполне очевидно, что в обычных условиях ни о каком бизнесе вести речь не приходится. Однако стоит признать, что претензии налоговиков не безосновательны – если внимательно посмотреть объявления на сайтах, то определенные вопросы могут возникнуть, например, к владельцам микроавтобусов.

Если в обычной легковой машине только три пассажирских места и заработать не получится, то если взять микроавтобус, где их семь-восемь, картина может получиться иной. Понятно, что не на всех направлениях это работает, но в столицы, да летом на море набрать нужное количество пассажиров можно без труда. Владельцев таких «подозрительных» микроавтобусов среди общего числа пользователей сайтов карпулинга не так много, но они есть. Обычно таких «бизнесменов» хорошо видно, у них и транспорт вместительный, и маршруты не прямые, а такие, чтобы собрать побольше остановок.

В имеющемся варианте законопроекта предлагается оплату за поездки брать через сайт-агрегатор, который потом будет переводить деньги водителю за вычетом налогов, а прямые расчеты запретить.

Те же и правительство

Помимо финансовой, есть к сайтам для карпулинга и еще одна претензия – в безопасности. Действительно, в качестве водителя, да и пассажира может зарегистрироваться кто угодно. Адекватен он или нет, хорошо водит или опасно, в каком техническом состоянии находится автомобиль – все это заранее неизвестно. На самих сайтах есть система рейтингов и отзывов, в которых водители и пассажиры рассказывают об опыте поездок для выявления вопиющих случаев, но слишком надежной такую систему назвать нельзя.

Теперь же для водителей предлагается ввести ряд законодательных ограничений. Речь идет о том, чтобы допускать к карпулингу только водителей, имеющих национальное водительское удостоверение РФ и стаж не менее трех лет. Предлагается ввести запрет быть водителями лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истекшим сроком и другие нарушения. Автомобили должны быть зарегистрированы в РФ и оснащены ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Водитель, совершивший более 20 перевозок в карпулинге за год, должен иметь допуск врача к следующим поездкам.

Чисто теоретически это позволит отсечь лихачей и неадекватов, только возникает вопрос – как много водителей вообще сможет пройти сито отбора? Пункт про ГЛОНАСС/GPS уже автоматически сократит количество водителей в сервисе раз эдак в пять, а без большого количества предложений сервисы работать не смогут.

Под ударом оказываются и площадки для поиска попутчиков. Их обязывают регистрироваться, заниматься перечислением денег и за малейшие нарушения будут жестко штрафовать.

Для пассажиров требований вроде нет, но любое ухудшение условий для водителей и агрегаторов неминуемо скажется на стоимости поездок, а ведь это сегодня является главным плюсом карпулинга. Дешевого варианта путешествий больше не останется.

Тема совместного использования вещей – сегодня общемировой тренд, и нет сомнений, что сервисы поиска попутчиков будут набирать все больше оборотов. Вопрос – нужно ли вообще в этой сфере госрегулирование или нет? Если будет аккредитация, ответственность, штрафы, многие водители предпочтут отказаться от услуг сервиса и уйти в серую зону. Будут договариваться с попутчиками, как раньше, – на форумах, в соцсетях, в местных городских сообществах. Потенциальных проблем и различных схем незаконного заработка от этого станет только больше.