Найти тему
РИА "Курск"

ИСТОРИЯ БЕЗ ПРИКРАС

История – наука фундаментальная. Особенно ее роль возрастает в периоды переходные, когда на смену отжившей доктрине формируется новая. Тогда возникает потребность в новом слове, новой трактовке. И часто новое оказывается хорошо забытым старым.

130 лет исполняется со дня рождения нашего земляка – человека бурной судьбы, выдающегося историка Сергея Пушкарева. По крайней мере, две его книги – «Россия в XIX веке» и «Ленин и Россия» – стоит рекомендовать для обязательного изучения в современном университетском курсе по истории и даже в школьной программе.

По волнам житейского моря

Сергей Германович Пушкарев родился 8 августа 1888 года в слободе Казацкой Старооскольского уезда Курской губернии. Его отец Герман Иосифович служил нотариусом в Курске, а мать Александра Ивановна, урождённая Шатилова, владела небольшим имением в Прохоровке – в той самой, что впоследствии станет известной всему миру по названию грандиозного танкового сражения Второй мировой войны.

Окончив в 1907 году с золотой медалью Курскую гимназию, Сергей поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, затем продолжил обучение в Киевском университете св. Владимира. Тогда же он увлекся марксистским учением, и за участие в социал-демократическом кружке в начале 1910 года два с половиной месяца провел в заключении – в белгородской, курской и харьковской тюрьмах – после чего был исключен из университета. Далее участие в политической жизни вперемежку с учебой и тюремными заключениями следует как в калейдоскопе. Образование удалось продолжить в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах, но после начала Первой мировой войны учеба в Германии была прервана. Пушкарев вернулся на родину, вновь был арестован, затем выпущен, и ему разрешили восстановиться в Харьковском университете и окончить его в 1917 году.

После провала летнего наступления русской армии, к удивлению родных и знакомых, Сергей Германович вступил в нее добровольцем. Учитывая его высшее образование, Пушкарева направили в Виленское военное училище, которое после захвата немцами Вильно эвакуировалось в Полтаву. Но закончить училище и получить офицерское звание ему не пришлось. После большевистского переворота Пушкарева демобилизовали, и он вернулся в университет. В мае 1918 года, после сдачи государственных экзаменов, его оставляют в университете «для подготовки к профессорскому званию» (так тогда называлась аспирантура). Новое, коммунистическое, правление полностью выветрило марксистские иллюзии Пушкарева, и в 1919 году, когда белая армия заняла Харьков, он вступил в нее рядовым добровольцем. В составе армии генерала Деникина участвовал в походе на Москву и в борьбе с махновцами, затем под командованием барона Врангеля воевал на бронепоезде «Офицер». В 1920 с остатками белой армии эвакуировался из Крыма в Турцию. А 1921 году согласно организованной чехословацким правительством так называемой «русской акции» по поддержке беженцев от большевизма прибыл в Прагу, где задержался ни много ни мало на 28 лет.

-2

Через два года после прибытия в Чехословакию Пушкарев успешно выдерживает магистерский экзамен, получает звание приват-доцента и целиком отдается научной и преподавательской работе. Его труды выходили на русском, чешском и английском языках. Первые научные работы Пушкарева привлекли внимание специалистов умением отразить все наиболее существенное и соединить краткость изложения с точностью сообщаемых сведений и ясностью общего рисунка.

Уже сам перечень его должностей говорит о многом: приват-доцент Русского свободного университета в Праге, постоянный научный сотрудник чешской Академии наук, член Славянского института, секретарь Русской Академической Группы, заместитель председателя Ученой комиссии Русского заграничного исторического архива, член-учредитель Русского исторического общества. Что касается политической принадлежности, Пушкарев входил в Народно-Трудовой Союз (НТС), который, как и известно, поддерживал Русскую освободительную армию (РОА) генерала Власова – с участниками власовского движения сам Пушкарев проводил занятия по русской истории. Это и заставило его в конце Второй мировой войны устремиться на Запад.

В 1949 году при содействии профессора Вернадского, с женой и сыном он перебрался в Америку. До конца жизни его научная и преподавательская деятельность была связана с Йельским университетом, а в 1950-е курс лекций по истории России он прочел сперва в Фордамском, а затем в Колумбийского университете. По иронии судьбы русский патриот читал лекции в рассаднике русофобии, из которого вышли столь одиозные личности как Збигнев Бжезинский и Мадлен Олбрайт. Еще одно свидетельство произошедшего в 1917-м раскола русского мира. Умер Сергей Германович 22 января 1984 года в возрасте 95 лет.

-3

У творческой пристани

Сергей Пушкарев – автор 216 научных работ, среди них: «Обзор русской истории», «Россия в XIX веке (1801-1914)», «Роль православной Церкви в истории России», «Ленин и Россия. Сборник статей», «Самоуправление и свобода в России», «Воспоминания историка 1905-1945». Свое методологическое и научное кредо историк изложил как нельзя более ясно: «Я стремлюсь быть объективным докладчиком, но не прокурором и не адвокатом нашего исторического прошлого, я не окрашиваю его ни в черный, ни в нежно-розовый цвет, я не стараюсь втиснуть факты нашей истории в рамки какой-либо исторической или идеологической схемы – я даю лишь фактическое изложение исторических событий и описание политического и социального строя в каждый период».

Главная работа историка «Россия в XIX веке (1801-1914)», впервые увидевшая свет в Нью-Йорке в 1956 году, представляет собой квинтэссенцию его многолетних исследований. По широте охвата проблем этот труд можно смело назвать краткой исторической энциклопедией жизни России за рассматриваемый период. Пушкарев был одним из немногих историков, за внешним фасадом самодержавия сумевшим разглядеть глубокие корни политических свобод, общественного самоуправления и самоорганизации. По его мнению, если бы власть и народ не противостояли друг другу, то в будущем Россия стала бы демократическим правовым государством.

Отличительной особенностью книги является оригинальная периодизация согласно царствованиям пяти российских императоров (Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II). В каждом из периодов подробно рассматриваются вопросы социального устройства, положение различных слоев российского общества, экономика, культура, общественные движения, приводится краткая характеристика основных политических партий.

-4

В книге отчетливо показано, как в последние годы существования Российской империи (1906–1914) в стране произошел скачок практически во всех областях общественной, экономической и культурной жизни. Что же стало причиной ее краха? Пушкарев считает, что «к несчастью для России, да и для всего человечества, русская история дважды запаздывала, если не на 100, то по крайней мере на 50 лет». Если бы крепостное право было отменено в 1762 году, а Государственная дума учреждена на 100 лет раньше, как предлагал реформатор Сперанский, тем самым был бы преодолен конфликт между властью и общественностью, и страна в конце концов не попала бы во власть безответственных утопистов. И как тут не вспомнить случай Радищева! Его пророческое «Путешествие из Петербурга в Москву» для мудрого монарха могло бы стать руководством к действию, но вызвало всего лишь банальный гнев.

Сергей Пушкарев прожил удивительную жизнь. В вихре грозных событий ему удалось не только уцелеть, но, пройдя через все основные события эпохи, вынести о них сведения очевидца, ставшие затем материалом для аналитики. На себе испытав различные идеологические доктрины, он не стал обслуживать ни одну из них, единственное, что им двигало – это стремление к исторической истине. К сожалению, долгое время россияне были лишены возможности беспрепятственно знакомиться с этими шедеврами исторической мысли. Сегодня такая возможность появилась: фундаментальный труд «Россия в XIX веке» переиздан на родине историка, многие его работы в свободном доступе выложены в сети Интернет.

Подготовил Олег Качмарский

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц