В августе 1991 года ГКЧП попытался изменить гибельный курс Горбачева – Ельцина, который предрешил дальнейшую судьбу могучего государства — Советского Союза. Основные события тех «трех дней, что потрясли мир» разворачивались в Москве, но, по воспоминаниям очевидцев, Новосибирск стал центром консолидации людей от Дальнего Востока до Урала.
Политический курс последних лет перед «развалом» СССР шел по тропе уничтожения социализма. Попытка «перестройки», затеянная под руководством президента страны Михаила Горбачева, вместо ускоренного развития и преобразования политической системы, привела советский народ в тупик.
Последней каплей стало решение Горбачева преобразовать Советский Союз в Союз Суверенных государств, что фактически дало бы республикам политическую и экономическую независимость. Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению стало актом гражданского мужества людей, попытавшихся воспрепятствовать надвигавшейся катастрофе — разрушению СССР и КПСС.
Однако противники Советской власти моментально охарактеризовали деятельность ГКЧП, как «государственный переворот», попытавшись ввести в заблуждение основную массу населения страны и пошатнуть его веру в социалистические идеалы.
По воспоминаниям зампреда Заксобрания Новосибирской области Владимира Карпова, Новосибирск стал центром консолидации сил за Уралом, повлиявший на федеральную власть. Практически круглосуточно работали информационные центры, которые поддерживали связь между Москвой и региональными депутатами.
– Общее отношение было четко и жестко сформулировано, мы выступила за то, чтобы все соблюдали Конституцию и не приводили этот накал к кровавой развязке, – рассказал он. – Требовали, чтобы в Москве был создан большой форум с участием всех регионов, где был бы определен выход из сложившейся ситуации.
18 августа руководители ГКЧП выпустили первое постановление, которое запрещало все объединения, не узаконенные в соответствии с Конституцией СССР. В этот же момент были распущены многие партии и кружки, оппозиционные КПСС. Новосибирск выступал за отправление в отставку членов исполнительной и законодательной власти, которые привели Союз к перелому, вспоминает Владимир Карпов.
– Громадное большинство людей было на позиции защиты конституционного строя, закона и порядка, тем самым выступая против того, что Ельцин с ближним окружением выделывали. Горбачев и вся верхушка КПСС, откуда Ельцин и вышел, — на них лежит вина в том, что такую могучую сверхдержаву развалили. При этом сделали так, что весь мир все больше сожалеет и вспоминает, что нет той державы, которая остановила бы США и НАТО.
Провал ГКЧП развязал руки Ельцину и его сторонникам, а социалистическая держава с былой мощью осталась только в памяти того народа, на который обрушился новый криминальный режим.
Больше фото и новостей на сайте www.kprfnsk.ru