Очень сильное название. Нежная, страшная и трогательная история, рассказанная девочкой-подростком. И это, конечно, история про любовь. И потери. Про страх. Про искусство. Про отношения между сиблингами. Про смерть. Не читать тем, кто не хочет боли.
Главное в этой истории, наверное, то, что наша культура чересчур сексоцентрирована и гетеросексоцентрирована. Для чувства глубокой приязни существует только слово «любовь», но там, где возникает слово «любовь», такое бедное, такое умученное десятками оттенков, которые в него вкладывают, - тут же возникает и мысль о сексе. Или хотя бы эхо. Именно оно, это эхо, мучает подростка в центре повествования. Как назвать свое чувство? Что с ним делать? Можно ли так? Очевидно, что взрослые разные и по-разному смотрят на вещи. А есть ли смысл в любви, когда жизнь - заканчивается?
Автор со всей очевидностью отвечает на этот вопрос «да». Может быть, даже есть какой-то смысл и в том, что слово «любовь» только одно, в отличие от названий снега у иннуитов.
Героиня сама приходит к мысли, которая у разумного (и более взрослого) читателя возникает в самом начале: «Я имею в виду, почему все так зациклены на сексе? Разве это так важно? Почему люди не могут жить вместе просто потому, что им приятно общаться друг с другом? Ведь бывает же так, что человек тебе нравится больше всех остальных, и тебе хочется с ним разговаривать, что-то делать с ним вместе и просто быть рядом. Если у тебя есть такой человек, разве так уж обязательно заниматься с ним сексом? Можно просто сидеть обнявшись и слушать дыхание друг друга. Можно прижаться ухом к спине этого человека и слушать, как бьется его сердце, и знать, что вы оба сделаны из одной материи. Ведь так можно, да?».
Можно, но родители, совершенно очевидно, не поймут.
Тест Бехдель пройдет.
Моя оценка 9 из 10.