Ирина Кранк: Здравствуйте, дорогие зрители! Я сегодня рада представить вам человека, который познакомил не только наш город с авторским, артхаусным кино, но и практически всю Россию. Я очень волнуюсь, потому что я так трепетно отношусь к Сэму. Почему представляю его я? Потому что мы очень долго с ним сотрудничали, он поддерживал наш кинотеатр, привозил премьеры, знакомил зрителей с хорошим авторским кино. Перед нами — Сэм Клебанов! Спасибо, Сэм, что ты к нам сегодня приехал!
Сэм Клебанов: Спасибо большое за такое представление. Здравствуйте, очень рад вас всех видеть. Очень рад видеть знакомые лица — это мой не первый визит в Ростов. Надеюсь, не последний, но, наверное, последний в качестве кинопрокатчика. Когда-то, почти 20 лет назад, я начал карьеру в совершенно незнакомом мне мире, тогда ещё практически не существовавшем мире российского кинопроката, а сейчас этим фильмом я её заканчиваю. Заканчиваю, чтобы заниматься другими, связанными с кино проектами — об этом мы сможем поговорить после фильма.
В общем, это очень символично, что мы заканчиваем нашу деятельность фильмом «Последний беспредел». По разным причинам. Во-первых, наша компания называется «Кино без границ». Без границ и без пределов — это, конечно, связанные понятия. Поэтому мы устраиваем последний беспредел «Кино без границ».
Во-вторых, так получилось, что наша деятельность зарифмовалась с Такеши Китано, который был с нами на протяжении всего нашего пути. Первым фильмом, который я купил и прокатал, был «Фейерверк» Такеши Китано. И фактически сам Такеши Китано меня на это благословил. Дело было в 98-м году, в Гётеборге, где я живу и откуда, кстати, вчера прилетел. Тогда на Гётеборгском кинофестивале показывали фильм Такеши Китано «Hanabi» («Фейерверк»), который за несколько месяцев до того победил на Венецианском кинофестивале. Такеши Китано приехал, чтобы представить фильм. Он был гостем кинофестиваля, давал интервью, его показывали по телевизору — в общем, был главным VIP-гостем кинофестиваля.
А я в этот момент уже как раз созрел на то, чтобы купить свой первый фильм. Я тогда пытался делать первые шаги в российском медиабизнесе — потом мы можем поговорить о медиабизнесе, о киноиндуистрии, о её настоящем и будущем. Но тогда я как раз присматривался, какой фильм купить мне первым, чтобы начать прокатывать кино и объявить о создании в России первой специализированной артхаусной компании. Тогда и слова-то такого не было — артхаус — мы его, в общем-то, импортировали в русский язык. Увидев фильм «Фейерверк», я был настолько поражён, что подумал:
Наверное, это тот самый фильм, который я искал.
В один из фестивальных дней, выходя уже с другого просмотра, я вдруг увидел идущего Такеши Китано, за которым медленно ехал лимузин и шёл оператор, снимавший каждый его шаг. Тут я, естественно, к нему подошёл, вспомнил свой небольшой запас из примерно 20 японских слов, которые я освоил по разговорнику, будучи в Японии, представился и завязал разговор. Потом в дело вступил переводчик, а я объяснился в любви к фильму и сказал, что очень хочу купить его на Россию. На что Китано как настоящий японец вежливо покивал, поклонился, мы немножко пообщались, и на этом всё закончилось.
Через неделю я прилетел на Берлинский кинофестиваль, где был кинорынок, пришёл в компанию Celluloid Dreams, которая продавала Китано. В первый же день кинорынка я сказал, что пришёл, чтобы купить фильм «Фейерверк», на что мне ответили: «Ты знаешь, мы уже практически договорились с другой российской компанией...». Оказалось, что была ещё одна российская компания, которая хотела его купить. «И мы уже практически договорились о цене, но нам буквально пару дней назад Китано позвонил из Токио, сказал, что встретил такого хорошего парня в Гётеборге, который живёт в Швеции, но хочет купить фильм на Россию, и чтобы мы обязательно продали фильм тебе. Поэтому, если готов заплатить ту же цену, о которой мы уже договорились, то, по рекомендации Китано, мы должны продать его тебе».
Я, конечно, согласился. А потом подумал, где я буду все эти деньги занимать и что потом делать с фильмом? Потому что у меня не было ни структуры, ни чего-либо ещё для этого. Но я тут же сказал «да», мы подписали договор. Потом — не буду называть имя — дистрибьютор, который хотел купить этот фильм, была на меня в обиде много лет и очень хмуро всегда со мной общалась. Надеюсь, всё это осталось в прошлом.
И в общем, с этого всё и началось. «Последний беспредел» — 11-й фильм Такеши Китано, который я выпускаю в прокат. С тех пор мы выпустили все его фильмы, много раз встречались на разных кинофестивалях, я брал у него интервью для программы «Магия кино» на канале «Культура» — вы помните, она шла с 2001 по 2008 год, и я был её ведущим. Такеши Китано приезжал в Москву — на Московском кинофестивале ему вручали приз «За вклад в киноискусство». Там показывали его фильм «Такешиз» из его предыдущей трилогии. Опять-таки мы можем поподробнее поговорить о его творческом пути и его трилогиях, потому что это уже вторая трилогия, которую он снял. Так вот, он представлял в Москве фильм «Такешиз», а я водил его по Москве. Под моим руководством он, по-моему, впервые попробовал квас, но сделал это очень осторожно.
В общем, с Китано у нас сложились достаточно долгие отношения, которым я очень рад. Не раз он нас выручал, потому что компания проходила через разные кризисы. В своё время, когда мы буквально висели на волоске, в первый год нашего существования, мы выпустили его фильм «Куклы». Этот фильм почему-то провалился или не вышел во многих странах мира, но в России стал каким-то потрясающе успешным хитом артхаусного проката, собрав всего на двух копиях больше 200 тысяч долларов. Он шёл больше года в прокате. Потом был фильм «Затоiчи», потом была эта трилогия — и вот уже последний фильм «беспредельной» трилогии. По-английски она называется «Outrage», которое мы перевели как «беспредел», но его можно так же перевести, как «вспышка ярости». И даже по-японски название звучит как «Autoreiji». То есть они использовали английский фонетический вариант названия. Мне кажется, этим фильмом Такеши Китано ставит большую, жирную точку, если не на всей своей карьере, — хотя вроде бы он пока не объявляет никаких новых планов на съёмки — то, по крайней мере, на очень важном для себя этапе этой карьеры и на собственном экранном имидже. Досмотрев фильм до конца, вы поймёте, почему я так считаю.
Я не знаю, видели ли вы предыдущие фильмы трилогии: «Беспредел» и «Полный беспредел». Если нет, то их можно посмотреть в разных онлайн-кинотеатрах: в iTunes, Okko и скоро на нашей новой блокчейн-платформе для просмотра кино, ради которой я, собственно говоря, полностью ухожу из кинопроката и посвящаю себя новому проекту. Так что, если у вас есть криптовалюта, скоро вы сможете за небольшое количество криптовалюты посмотреть Такеши Китано. Потом можно будет и с обычными деньгами.
Я должен сразу предупредить вас, что — даже исходя из названия, вы можете сами догадаться — фильм довольно жестокий. Неспроста фильм имеет рейтинг «18+», поэтому надеюсь, вы знали, на что шли и слабонервных среди вас нет. Я хочу вам сейчас пожелать приятного просмотра. Надеюсь, фильм вас впечатлит. После фильма мы можем поговорить о Такеши Китано, о 20-летней истории «Кино без границ», о настоящем и будущем киноиндустрии. Готов ответить на любые вопросы, которые вы мне захотите задать.
Спасибо кинотеатру «Горизонт CINEMA & EMOTION» за приглашение сюда. Я, кстати, очень впечатлён — мне сейчас сделали экскурсию и могу сказать, что я, даже живя в Швеции, не бывал в таких кинотеатрах. Я искренне скажу, что в России это, наверное, лучший кинотеатр. Ещё раз большое спасибо, что пригласили меня сюда. В Ростове много раз проходили премьеры, и вот наша последняя премьера... Хотя, знаете, Алла Пугачёва тоже говорила, что уходит со сцены. Я всё-таки снимался у неё когда-то, так что, кто знает!
Приятного просмотра и до встречи после сеанса!
Полный альбом фотографий с ивента «Последний Беспредел» доступен по ссылкам здесь - Vkontakte и здесь - Facebook
Еще больше статей с Китано:
Рецензия на Куклы. Такеши Китано
Интервью Сэма Клебанова с Такеши Китано
Понравилось? Не забудьте поставить лайк, расшарить и подписаться :o)