Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Картины про Ленина в гробу

Советский культ личности, как и любые культы личностей начиная с фараонов, придавал огромное значение визуальному запечатлению своих вождей. Особенно в такие переходные для тех стадии, как перемещение на тот свет. Вспомним тех же фараонов! Жалко, картин маслом тогда не писали. Зато в обилии их писали в ХХ веке, так что давайте взглянем на погребальные церемонии и ритуалы большевиков, с телом их величайшего кумира.

Выставка в Историческом музее "Миф о великом вожде". Фото: Коммерсант / Глеб Щелкунов
Выставка в Историческом музее "Миф о великом вожде". Фото: Коммерсант / Глеб Щелкунов

Ленин умер в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда. Тело специальный траурный поезд (потом музеефицированный) доставил в Москву. Гроб на пять суток поставили в Колонном зале Дома Союзов, чтобы все могли попрощаться. Похороны прошли 27 января на Красной площади, в первом (не сохранившемся) здании Мавзолея. Шел снег.

Дом Союзов, это кстати, бывший дворянский Дом Благородного собрания, построенный Матвеем Казаковым в стиле классицизм. Но, глядя на картины на нашу тему, никак не догадаешься, что в Колонном зале на самом деле интерьеры того стиля, в котором Наташе Ростовой танцевать.

Исаак Бродский. "У гроба Ильича", 1925
Исаак Бродский. "У гроба Ильича", 1925

Столько пальм поставили, других деревьев, цветов, что стало похоже на оранжерею! Между прочим, пальма -- это не только способ освежить воздух в помещении с огромным количеством народа, но и древнейший символ, священное дерево, связанный с сакральным.

Гробница архитектора царских гробниц, Pashedu, 1295-1186 гг, до н.э. Дейр-эль-Медина, Египет
Гробница архитектора царских гробниц, Pashedu, 1295-1186 гг, до н.э. Дейр-эль-Медина, Египет

На картине Бродского изображены соратники вождя, провожающие его в последний путь: Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Надежда Крупская, Иосиф Сталин, Михаил Калинин, Алексей Рыков, Николай Бухарин и другие.

Фрагмент картины И. Бродского
Фрагмент картины И. Бродского

Для любого произведения официального искусства крайне важно, на каком именно расстоянии от лидера (не важно, живого или мертвого), изображаются его соратники -- кто стоит совсем рядом, кто в отдалении.

Иван Горюшкин-Сорокопудов. "Сталин у гроба Ленина"
Иван Горюшкин-Сорокопудов. "Сталин у гроба Ленина"

Исходя из этого определяется, кто какое положение занимает в данный момент при дворе/во власти. Когда человек попадает в опалу, совершенно нормально убрать его изображение (выскоблить или записать конкретно его голову) из группового портрета. Поэтому редкий случай, что картина Бродского, в которой Зиновьев и Каменев занимают такое видное место, уцелела до наших дней.

Пример советского "фотошопа"
Пример советского "фотошопа"

На иллюстрации выше -- прекрасный пример подобного "проклятия памяти" (damnatio memoriae), подробно об этом я писала здесь.

Вернемся к телу Ленина. Вот на этой поздней картине, судя по фасаду, изображен вынос тела Ленина еще только из главного усадебного дома Горок (бывш. особняк Дурасовых, тоже прекрасный образец классицизма с колоннами).

Владимир Серов. "Похороны В.И. Ленина". 1962-4 гг.
Владимир Серов. "Похороны В.И. Ленина". 1962-4 гг.

Изображения погребальных процессий тоже являются крайне древним сюжетом. Подобные произведения искусства подчеркивают, сколь высоким статусом обладал покойный, и как велико почтение, которые испытывают к нему оставшиеся.

Погребальная процессия. Фреска из гробницы писца Ramose, 1549/1550–1292 гг. до н.э.
Погребальная процессия. Фреска из гробницы писца Ramose, 1549/1550–1292 гг. до н.э.

Как вы уже имели возможность заметить, похоронные процесии удобней всего изображать в профиль.

Альберт Папикян. "Похороны В.И. Ленина"
Альберт Папикян. "Похороны В.И. Ленина"

Если их изображать с другого ракурса, получается не так эффектно, как, например, в этой работе, где изображена Красная площадь и помещение гроба во временный Мавзолей.

Гавриил Горелов. "Похороны вождя"
Гавриил Горелов. "Похороны вождя"

Великий скульптор Меркуров решил проблему, отказавшись от лишних деталей и персонажей, и сделав памятник очень лаконичным, но при этом наполненным динамикой.

Сергей Меркуров. "Похороны вождя", 1927
Сергей Меркуров. "Похороны вождя", 1927

Вернемся опять в Колонный зал Дома Союзов: современники отмечают, какое огромное количество людей пришло проститься с Лениным. Ничего удивительного в этом, конечно, нет. Эти толпы и очереди можете посмотреть на фотографиях и в кинохронике, но нас интересует только изобразительное искусство.

Алексей Кравченко. "Похороны В.И. Ленина". 1927 г.
Алексей Кравченко. "Похороны В.И. Ленина". 1927 г.

В искусстве всегда старались подчеркнуть, что очередь к гробу или погребальная процессия была особенно длинной, огромной. Этим достижением гордились, как Ирина Антонова хвастается большими очередями на выставки в Пушкинский музей.

Похороны Иоганна Георга II Саксонского, 1680 год
Похороны Иоганна Георга II Саксонского, 1680 год

Однако почетную длинную очередь вместить "в кадр" трудно, приходится ее изгибать.

Константин Юон. "В те дни. У Дома союзов в дни похорон В.И.Ленина", 1926
Константин Юон. "В те дни. У Дома союзов в дни похорон В.И.Ленина", 1926

Такой мастер, как Юон, смело обрезал очередь перед Домом Союзов с обеих сторон. А вот другой пример решения.

Соломон Боим. Прощание с В.И. Лениным. Январь 1924 г.
Соломон Боим. Прощание с В.И. Лениным. Январь 1924 г.

Вообще, хорошие художники даже на такие конъюктурные темы создают более эффектные вещи, чем обычные живописцы (логично, да). Вот Петров-Водкин, создавая картину на эту же тему -- про прощание в Колонном зале, не стал расставлять вокруг гроба политиков (будто предчувствуя, что хорошим такое не кончается). А написал вокруг "простых советских людей".

Кузьма Петров-Водкин. "Ленин в гробу", 1924 г.
Кузьма Петров-Водкин. "Ленин в гробу", 1924 г.

Кстати, картина Петрова-Водкина -- это уже не изображение похорон, а вполне конкретный и достаточно старинный жанр, под названием "портрет на смертном одре". Искусствоведы у него даже поджанры выделяют, в зависимости от того, написан конкретно покойник на той же кровати, где только что умер (deathbed portraits), либо уже в более публичном виде, положенным в гроб для прощания (catafalque portraits).

Кристиан Мелих. Портрет короля Сигизмунда III Вазы на смертном ложе, 1633 год.
Кристиан Мелих. Портрет короля Сигизмунда III Вазы на смертном ложе, 1633 год.

А вот хорошее, остроумное решение -- необязательно показывать мертвое тело или гроб, чтобы передать скорбь людей. На горизонте -- поезд с телом.

Ярослав Николаев. "На всём пути народ стоял".
Ярослав Николаев. "На всём пути народ стоял".

А вот "современное" (в смысле не реалистическое, а экспериментирующее) искусство для передачи такой "культовой" и торжественной темы подходит гораздо хуже...

Элий Белютин. "Реквием", 1962 г
Элий Белютин. "Реквием", 1962 г

И на этой диссонирующей ноте, своим визгом доказывающей, что соцреалистическая живопись свои задачи выполняла все-таки весьма адекватно (в отличие от), мы и закончим нашу сегодняшнюю мрачноватую беседу.

***

Покупайте мою книгу "Омерзительное искусство". Там все такое же... гм... доброе. И красивое на ОЗОНЕ.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.