Найти в Дзене
РВС: защита семьи

«Эффект подорожника»: как Минздрав интересуется эпидемией ВИЧ

Медвежья услуга — так называется помощь, от которой, с одной стороны, нет никакого толку, а с другой — ситуация может даже ухудшиться. Медвежью услугу оказывают населению чиновники, заменяя их право работать в пожилом возрасте на обязанность это делать. Медвежью услугу людям в регионах оказывают реформаторы здравоохранения, «оптимизируя» число учреждений здравоохранения на селе.

III Всероссийскую акцию «Тест на ВИЧ: экспедиция» нельзя назвать медвежьей услугой — явного вреда она не приносит. Однако она тратит бюджетные деньги (один из учредителей акции — Минздрав), и тратит впустую.

Кузбасс стал одним из регионов-участников этой акции. Информация об этом была опубликована на сайте департамента здравоохранения Кемеровской области, прошлась по местным СМИ, соцсетям. Целью акции объявлено «информирование граждан по проблемам ВИЧ/СПИДа и мотивирование населения к тестированию на ВИЧ-инфекцию». Маршрут охватит 30 регионов и 120 городов.

Организаторы акции опубликовали результаты: число обследованных людей — меньше 2 тыс. человек. Сколько выявлено новых случаев ВИЧ, не сообщается. Если рассчитывать исходя из годовой заболеваемости (а Кузбасс — лидер по заболеваемости среди регионов, 189 случаев на 100 тыс. человек в год), то можно предположить, что выявлены четыре человека с ВИЧ.

Для сравнения, в год в Кузбассе без всяких акций проверяются на ВИЧ более 500 тыс. человек, и выявляются более 5 тыс. новых случаев. Очевидно, что результаты подобных акций — капля в море.

Но, скажет внимательный читатель, целью акции заявлялось не обследование людей, а их информирование и мотивирование к обследованию. И этот читатель будет прав. Однако если целью заявляется мотивирование людей, то расскажите нам, насколько больше людей стали обращаться для обследования. Покажите графики, где было бы показано, что число обратившихся превышает среднегодовую или среднемесячную норму. Но нет. Несмотря на официальную цель информировать и мотивировать, никаких результатов по достижению этой цели не предоставляется.

И тогда встает ребром вопрос, действительно ли Минздрав так заботится о выявлении всех людей с ВИЧ, чтобы помочь им? Какова цель акции, результат которой никак не влияет на выявление заболевания и помощь людям?

Но давайте посмотрим, насколько Минздрав в действительности хочет узнать масштабы проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Кузбассе? В докладе Роспотребнадзора указано, что в Кузбассе за 2017 год обследованием на ВИЧ охвачено 577 тыс. человек. Много? Бесспорно, это огромная работа.

Но достаточно ли этого? По официальной статистике, в области более 800 тыс. человек работают. И простое сравнение показывает, что охват обследования на ВИЧ меньше, чем число работающих людей, которые ежегодно проходят медосмотр. Так что же получается, Минздрав не заинтересован в обследовании людей, которые и так ежегодно обследуются?

Стоит к этому добавить, что далеко не все пациенты получают антиретровирусную терапию, не говоря уже о современных препаратах. Охват лечением составляет 37,5% от всех пациентов. Формально есть люди с ВИЧ, нуждающиеся и не нуждающиеся в лечении. Но вирус начинает «работать» сразу после попадания в организм, и к моменту, когда устанавливается диагноз, вирус уже производит миллионы копий, распространяясь по организму.

Многие эксперты утверждают, что в России уже началась эпидемия ВИЧ. Только вот официальные цифры запаздывают на несколько лет из-за низкой выявляемости. Те же эксперты указывают на недостаточность проводимых мероприятий не только по профилактике ВИЧ, но и по диагностике заболевания.

Остается гадать, что удерживает наш Минздрав от масштабного обследования населения в момент, когда с года на год может быть объявлена эпидемия, и почему приходится раз за разом наблюдать меры, сравнимые по эффективности с прикладыванием подорожника.