1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Айзек Азимов
Идея нанесения урона противнику без риска для самого себя гораздо древнее робототехники. Бросить камень в противника куда проще, чем подходить к нему с дубиной, рискуя получить по голове. Выстрелить из лука, пушки, реактивной системы залпового огня — еще проще. Но всегда остается риск получить аналогичный подарок в ответ или даже заранее.
В такой ситуации естественный выход — заставить других воевать, оставшись в безопасности (собственно, именно это в том или ином виде и происходит), но не всегда боевая задача в таком виде имеет решение. Жизнь одного человека с дубиной может стоить немного в глазах полководца, но потеря армии может обернуться поражением.
Именно поэтому еще в древности люди пытались использовать в битвах животных, рыли подкопы и перекрывали русла рек, чтобы лишить осажденные города способности сопротивляться; никто не хочет умирать, не увидев победы.
С появлением пороха простой размен «стенка на стенку» стал не единственным вариантом борьбы в сражениях. Стало возможно подкатить бочку с порохом под стену крепости силами одного-двух храбрецов, и решить исход битвы с гораздо меньшими потерями или придумать еще какой-нибудь нестандартный ход.
Примерно на таком уровне все и находилось до XX века.
История
С появлением первых боевых машин, отличных от лошадей и верблюдов, люди стали задумываться о возможности их автономного применения. К сожалению, технологии вновь не успевали за идеями, и больше полувека боевые роботы в основном существовали в виде чертежей. Но были и исключения.
Ход за Советским Союзом
Первые попытки реального создания дистанционно управляемых боевых машин были сделаны в 1931 году в Советском Союзе, и в Советско-Финской войне прототипы «роботов» получили боевое крещение. «Телетанки» были выполнены на базе советских машин Т-26, и внешне отличались от базовой модели только двумя колпаками, закрывающими антенны приема, и кнопкой аварийного отключения танка в районе кормы. Восстания машин опасались уже тогда.
Такой танк принимал управляющие сигналы с командной машины по радио, паспортная дистанция приема составляла 1,5 километра, реальная — как повезет с погодой и рельефом местности, но не больше километра. Вооружение танка в зависимости от комплектации могло включать в себя огнемет или баки с боевыми отравляющими веществами, на всех моделях также штатно ставился пулемет и устройство для постановки дымовой завесы.
В качестве боевых машин такие танки были весьма слабы. Отсутствие телекамер не позволяло вести прицельный огонь, а общее несовершенство системы управления приводило к тому, что танк постоянно рыскал влево-вправо по курсу. Единственная удачная модификация — невооруженная машина, несущая на себе бронированный контейнер с бомбой в полтонны весом. Танк подходил к укреплению, разгружался (на бомбе срабатывал таймер) и в течение следующих 15 минут должен был задним ходом отойти на безопасное расстояние.
В общем, по соотношению затраченных усилий к полученному результату эти машины не слишком впечатляли. Во время битвы за Москву оставшиеся ТТ-26 воевали как все, с экипажами, благо конструкцией машин это предусматривалось.
Позднее существовали и другие проекты советских телетанков, но все они столкнулись с несовершенством технологий, и разработки были заморожены.
Отчаянные попытки Германии
Во Вторую Мировую войну немецкие войска применяли забавную машинку «Голиаф», которая габаритами больше напоминала Давида. Изначально она задумывалась как самоходная мина, несущая 100 кг взрывчатки и управляемая по проводам, но, оценив эффективность (примерно никакая при скорости неторопливо бегущего человека и броне, способной при удаче остановить разве что винтовочную пулю) и стоимость (1000 немецких марок против 12000 за нормальную противотанковую пушку), немцы оперативно переделали свои «Голиафы» в танкетки. Как всем известно, Третьему Рейху это чудо-оружие не помогло.
Печально известные сверхтяжелые танки «Маус» — пример вынужденного использования дистанционного управления. Этих монстров выдерживал не всякий мост, и поэтому реки предполагалось переезжать прямо по дну. Для этого маневра нужна была пара танков: с одного по проводу ведется управление, второй без экипажа едет через реку. Как говорится, маленькие танки — маленькие проблемы, большие танки — большие проблемы.
Современность
Во многих фантастических фильмах и компьютерных играх боевые роботы антропоморфны. Они лихо бегают на двух ногах, встают при падении и стреляют друг в друга из всевозможных видов оружия. Конечно, это художественный вымысел. Шагающие машины есть, но они медлительны, неустойчивы, неэффективны и баснословно дороги. Современный боевой робот — это, как правило, самолет или гусеничная машина.
За прошедшее время люди начились строить несокрушимые танки, позже — жечь их силами пехоты, вооруженной дешевыми гранатометами. Строить и сбивать ракеты. Засаживать минами сотни квадратных километров за раз, подвергая опасности жизни мирных жителей. Тут и пригодились неказистые и совсем не похожие на людей железные машинки.
Первенство за Америкой
После тяжелых потерь, понесенных во Вьетнаме, и последовавшего вслед за этим политического кризиса США начали беречь жизни солдат, а растущая экономическая мощь страны лишь помогла в этой задаче. Бомбы и ракеты — страшное оружие, но любая война заканчивается наземной операцией, которая означает неизбежные потери. Чтобы этого избежать, с наступлением XXI века американская армия стала во множестве закупать робототехнические комплексы, многие из которых выглядят очень неплохо.
TALON — небольшой робот на гусеничном шасси весом всего около 45 кг. Его изначальными задачами являлись разведка и разминирование. Маленький робот успешно справился с этим в Афганистане, на счету этих машинок около 50 000 успешных боевых разминирований. Позже вышла новая модификация под названием SWORDS, которая умеет стрелять из самого разного оружия — от снайперской винтовки до гранатомета. Робот управляется оператором на дистанции до километра и стреляет исключительно точно.
Crusher — тяжелый робот, суров и брутален. Несмотря на впечатляющую внешность, его назначение — это наблюдение за противником, разведка местности и анализ воздуха на наличие отравляющих или радиоактивных веществ. Проблема «Крашеров» та же, что и у других боевых роботов — самостоятельно отличить человека от предмета ландшафта он не в состоянии, что делает его полностью автономное использование опасным.
RQ-4 Global Hawk — гусеничные беспилотники исторически были первыми, однако на текущий момент лидерство однозначно за летательными аппаратами. Это чудо техники стоимостью около 140 млн долларов и с максимальным взлетным весом под 15 тонн не видит землю разве что насквозь. А вот людей и технику — вполне.
Россия не отстает
Парк российских боевых роботов не так разнообразен, но имеющиеся машины доказали свою эффективность в бою, а работы по созданию новых железных помощников идет полным ходом.
Простой, но душевный «Уран-6» занимается разминированием с помощью тяжелого отвала и катков. Управляемый с дистанции до километра, он не подвергает опасности жизни саперов и позволяет обезвреживать минные поля в поистине промышленных масштабах.
Зубастый «Уран-9» при очень небольших размерах вооружен, как БМП. Этот малыш может нести на себе спаренные пулеметы, автопушку или огнеметную установку, поддерживая пехоту и в атаке, и в оороне.
Самый шустрый и умный «Нерехта» бегает со скоростью 30 километров в час и несет на борту солидный аргумент в виде пулемета калибром 12,7 мм. Этот робот может самостоятельно отправляться в дозор и проводить диверсионные операции, а перспективные модификации должны превратить его в настоящего боевого товарища для живого солдата — вплоть до того, что робот сможет стрелять по цели, находящейся на прицеле у бойца.
Тяжелый «Вихрь» сделан на базе БМП-3 и вооружен до зубов — от автопушки до противотанковых ракет. Он может управляться и удаленно, и традиционным способом, изнутри.
Самые-самые
Самый маленький сухопутный разведчик Scout Recon (США) весит полтора килограмма при длине в 20 сантиметров. Смешная машинка внимательно смотрит и слушает (в том числе и ночью), но может ездить только по более-менее ровной поверхности.
Самый миниатюрный робот-разведчик PD-100 Black Hornet (Норвегия) помещается на ладони, но может улететь на целый километр. Конечно, это не фантастическая электронная муха, а достаточно заметный вертолетик, но все же он незаменим при проведении спецопераций.
Первый в мире глубоководный беспилотник «Посейдон» (Россия) не ограничен по дальности и времени автономного плавания, потому что несет на борту ядерную силовую установку. А ядерная боевая часть заставляет всех потенциальных противников очень нервничать по этому поводу.
Взгляд в будущее
Люди не умеют летать и жить под водой. Для людей смертельны вакуум и радиация. Люди хрупки, и им нужна защита.
Роботы пока что не умеют думать, но уже научились оберегать людей. Да, в мире много роботов-стрелков и роботов-подрывников, но все же гораздо больше роботов-спасателей. Саперов. Ликвидаторов техногенных катастроф.
Хочется верить, что войны будущего сведутся к поединку машин, ведомых операторами, и ни победивший, ни проигравший не заплатят за это жизнями. И, возможно, тогда этот мир станет немного лучше.
Спасибо за внимание! Оставайтесь с нами!