И хотя дальше речь пойдет совсем о другом, стоит начать с того, что число сделок с апартаментами в Московском международном деловом центре (ММДЦ)«Москва-Сити»увеличилось почти на 40%, сообщило в четверг 8 августа издание «Интерфакс-недвижимость» со ссылкой на данные компании известного британского риэлтора Knight Frank.
"За год (с августа 2017 по август 2018 гг.) число сделок с апартаментами в "Москва-Сити" выросло на 37%", - заявили аналитики агентства недвижимости.
По их информации, всего было заключено 435 сделок общей площадью свыше 34 тыс. кв. м. Средний бюджет сделки составил 33 млн рублей, что почти на 30% ниже показателя ъдвух последних лет. В настоящее время объем нереализованного предложения апартаментов в небоскребах "Москва-Сити" составляет 935 лотов, или 110,8 тыс. кв. м.
Ранее эксперты компании Welhome сообщали, что средняя стоимость квадратного метра апартаментов в "Москва-Сити" за год снизилась на 13% и достигла 504,4 тыс. рублей. Стоимость "входного билета" в "Сити" начинается от 18,3 млн рублей. В такую сумму обойдутся апартаменты площадью 50,7 кв. м в одном из строящихся небоскребов.
Для сравнение в Сингапуре в новейшем здании, которое сертифицировано по стандарту LEED (Руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию) по наивысшему «платиновому» уровню, цена за 1 кв. м. составляет около $18700. По сегодняшнему курсу в 66,2856 за один доллар США это эквивалентно 1 239 500 рублям, то есть почти в 2,5 раза больше.
Средств спасения для зданий высотой более 30 метров не существует
Но самый удивительный факт, связанный со всеми небоскрёбами в мире, которых сейчас насчитывается около 10 000 по всему миру (с высотой более 100 метров), рассказал изданию SULARU генеральный директор российской компании «Космические системы спасения» (КСС) Сергей Кулик. Кстати, кроме небоскрёбов есть еще более 70 000 зданий с высотами от 50 до 100 метров.
По его словам, реальных средств спасения из зданий высотой более 30 метров для неподготовленных людей на планете Земля не существует вовсе. Все предлагаемые решения требуют либо специальной подготовки, либо имеют технические недостатки.
Например, спуск по специальной веревочной системе подвержен сразу нескольким рискам. На высоте сложная ветровая обстановка, нужно уметь с этим справляться, что достигается только через регулярные тренировки. Более того, если во время спуска на систему ненароком прыгнул отчаявшийся человек из окна ниже, то она заблокируется для предотвращения несчастного случая.
Другим примером являются парашютные системы спасения. Прыгнуть со здания может только специалист. Здесь, например, важно уметь быстро раскрывать парашют, что теоретически можно компенсировать специальным фалом, прикрепленным к парашюту и зацепленным за здание. Однако такой фал будет притягивать парашют к зданию, то есть не является достаточно безопасной альтернативой. Кроме этого, спуск с парашютом тоже является навыком, требующим прохождения специальной подготовки. При этом прыжок с самолёта технически проще, чем прыжок со здания.
Чрезвычайные ситуации в ММДЦ
Напомним только несколько эпизодов, взятых выборочно из Wikipedia:
- 2 апреля 2012 года в процессе строительства башни «Восток» произошёл крупный пожар на 67-м этаже, тушение которого заняло около 4 часов. Всего в операции по ликвидации возгорания в здании приняли участие 25 пожарно-спасательных подразделений и 4 вертолёта. Потушить пожар долгое время не удавалось. Верхний этаж высотки полыхал практически по всей площади. В результате инцидента никто не пострадал.
- 12 января 2014 года в процессе строительства 17-этажного здания на Тестовской улице произошло возгорание. В результате задымления на 15-м этаже никто не пострадал.
- 31 августа 2015 года начался пожар на 33 этаже в башне «Федерация-Восток». Причина пожара возгорание строительных материалов на открытой площадке, в месте планируемого перехода между башнями.
Стоимость российского прототипа средства спасения от €10000
Решение для спасения людей из высотных зданий предложено как раз компанией Сергея Кулика. Выходцы из космической области вроде бы воспользовались опытом освоения Марса и предложили однозначно новый тип свободно-парашютирующих спасательных систем (СПС) (видео на сайте разработчиков) для индивидуальной экстренной эвакуации с высот до 1000 м - СПС СПАРС®.
Его разработчики назвали «альтернативным средством спасения неподготовленного персонала (ценных грузов) массой от 45 до 150 кг с высотных объектов (небоскребов, вышек, башенных кранов, нефтяных платформ и т.п.)».
По словам Кулика, в массовом производстве цена изделия будет от €5000 евро (что дешевле спортивных парашютов) с возможностью индивидуальной подгонки. Сейчас стандартный опытный образец весом около 25 кг обходятся от €10000. Грубо говоря, уже сейчас цена эквивалентна всего одному кв. м в ММДЦ, что означает доступность для покупателей жилья в небоскребах.
Российское изобретение, фактически каркасный парашют позволяет провести эвакуацию полуавтоматически, избавляя от ошибок, связанных с человеческим фактором. Человек размещен внутри пневмокаркаса и гарантировано опускается вниз с минимальными перегрузками. Изделие соответствует всем требованиям МЧС.
Интересно, что для создания опытных образцов компании потребовался специальный сертификационный базис. В результате с 1 июля 2013 года был введён в действие национальный ГОСТ РО 4240-001-2012, который определил медико-технические требования к травмобезопасности неподготовленных людей, спасаемых при помощи СПАРС®. Кстати, количество патентов, зарегистрированных для реализации опытных образцов и защиты от недобросовестной конкуренции, приближается к 100 в более чем в 20 странах мира. В этих странах сосредоточено более 90% высотных зданий в мире.
Как ни странно, в 2018 году компания КСС продолжает испытывать необходимость в инвестициях для запуска производства. При этом требуемая в настоящий момент сумма вроде бы не превышает $5-6 млн (это догадка по косвенным комментариям представителя компании).
Объем рынка для СПАРС
Редакция SULARU склонна к различного рода относительно примитивным расчетам, именно поэтому отсутствие инвестиций для запуска отечественного инновационного изделия в производство вызывает неподдельное удивление.
По нашим прикидкам, при стоимости изделия от €5000 евро оснащение одного ММДЦ позволяет заработать от нескольких десятков миллионов евро. Только за прошедший год, как утверждают аналитики Knight Frank было заключено 435 сделок. При оснащении каждого проданного апартамента всего двумя ранцами СПАРС выручка за прошедший год теоретически составила бы €5000 Х 435 Х 2 = €4,35 млн, что больше потребных инвестиций в запуск производства. Для человека, покупающего кв. м жилья за 500 тыс. рублей, €5000 не являются критической суммой, особенно при воспоминании о собственной безопасности.
А как было указано выше – высотных зданий в мире очень и очень много. Без всякого преувеличения – это многомиллиардный рынок. Кроме этого, Кулик рассказал, что рынок надувных трапов для авиации большей частью состоит из обслуживания трапов, а не производства новых. СПАРС также требуется регулярное, раз в пару лет обслуживание. То есть потенциально может быть создана новая глобальная российская инфраструктура с гарантированным доходом.
Таким образом, когда взвешиваешь риск потерять $5 млн (ведь мало ли что бывает) и шанс заработать, скажем, $5 млрд, то венчурное предприятие не кажется скучным.
Хорошо, отсутствие частных инвестиций в целом объяснить можно. По разным причинам люди просто не хотят рисковать собственными деньгами. Но остаётся загадкой позиция МЧС, Минпромторга РФ и Минэкономразвития. Первому изделие должно быть интересно с точки зрения нашедшегося решения для эвакуации с высотных зданий и объектов. А для Минпромторга – это почти идеальный экспортный продукт без единого аналога в мире. Это же монополия на срок действия патентов. Идеальной продукция может стать при незначительной господдержке в области запуска производства и продвижения на иностранных рынках.
Самый большой интерес компания КСС может представлять для Минэкономразвития РФ. При наличии такого глобального рынка с огромной потенциальной ёмкостью, малое российское предприятие, если помечтать, может промчаться от своих текущих размеров до компании с миллиардной капитализацией за несколько лет. То есть в России имеет шанс появиться первый «единорог», а его возникновение Минэкономразвития сможет приписать успехам пока буксующей программы господдержки малых и средних предприятий. Кстати, в Китае поголовье «единорогов» достигло 150 компаний.
Более того, президент РФ Владимир Путин говорил о конверсии военного производства после 2020 года, когда будет пройден пик перевооружения. Разве спасательная система не является хорошим продуктом для конверсионного производства? SULARU кажется, что это ещё одинсолидный аргумент для Минпромторга и Минэкономразвития.
Резюмируем
Будет или не будет успех у СПАРСа, SULARU не знает. Но если бы мы покупали апартаменты в ММДЦ или, ещё лучше, в Сингапуре, где здание Marina One - необыкновенно вдохновляющее, то мы бы озаботились средствами спасения. И раскошелились бы на €10000, то есть даже на опытный образец всесто серийного. Когда тратишь на апартаменты $2 млн, то СПАРС будет стоить всего около 0,5% от стоимости жилья. Но, к сожалению, свободных миллионов на покупку недвижимости нет.
Читайте подробности: