Найти тему
Мысли-НеМысли

Битва за Каспий

Россия проигрывает борьбу за влияние в Прикаспии. Окончательное вытеснение из региона — значит отрезание страны от транспортных путей, которое вскоре будут иметь ключевое для всего континента. В водах самого большого озера в мире сплелись интересы великих держав, российских олигархов Сулеймана Керимова, находящихся под арестом Магомедовых и региональных элит. У России есть несколько многообещающих проектов, но их реализация постоянно проваливается. Однако там где не получилось у государства, возможно, получится у бизнеса.

Почти незамеченной осталась статья в «Российской газете», повествующая о возведении нового порта при небольшом (около 13 тыс. жителей) городке Лагань на калмыцком побережье Каспийского моря, хотя данный сюжет представляет интерес уже тем, что строительство предполагается силами бизнесменов, заинтересованных в бесперебойных поставках зерновых из российского Черноземья в Иран, и без участия государства.

Лагань на карте калмыцкого побережья Каспия
Лагань на карте калмыцкого побережья Каспия

Лагань несколько раз в истории имела шансы стать крупным транспортным узлом — идея витала в головах еще царских чиновников. В раннем СССР уже был разработан конкретный план создания хаба с расчетным грузооборотом в 13 млн тонн в год, однако помешала начавшаяся война с гитлеровской Германией. В 2011 г. вернуться к проекту решила иранская корпорация MJ Kaveh Group, желавшая построить порт мощностью 15 млн тонн, но всё опять заглохло. Нынешняя попытка призвана преодолеть неразвитость астраханского порта Оля́, созданного в нач. 90-х, во многом, в ущерб Лагани. Как верно пишет корреспондент РГ, «Калмыкии тогда просто не хватило лоббистских возможностей, чтобы перетянуть одеяло на себя».

Визит Далай-Ламы в Лагань (1992 г.). Фото Влада Наранова.
Визит Далай-Ламы в Лагань (1992 г.). Фото Влада Наранова.

К 2006 г. Оля вышла на оборот в 2,5 млн тонн грузов в год и стала претендовать на получение статуса особой экономической зоны, однако по заявлению тогдашнего главы МЭРТ Германа Грефа, для получения оного, порт должен выйти на оборот в 20 млн тонн в год. Естественно, подобный уровень так и не был достигнут. Несмотря на явные проблемы с этим объектом, в текущем году на порт уйдет львиная доля 1 млрд руб., выделенных на модернизацию морских терминалов Астраханской области. Эта сумма в 10 раз превысила объем средств, выделенных в 2017 г. Подобная щедрость связана с поистине катастрофическим падением объемов перевалки грузов в российских портах Каспийского бассейна на фоне стабильного роста во всех остальных странах региона. План развития предусматривает строительство нефтехимического терминала и базы обслуживания флота в Оля до 2020 г. Целесообразность подобных расходов остается под большим вопросом.

План порта Оля
План порта Оля

Оля тесно связана с программой развития порта Махачкалы, на который пришлось самое сильное снижение товарооборота из-за долгой борьбы Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова за контроль над ним. Конфликт чуть было не перерос в полноценные вооруженные столкновения между сторонниками двух олигархов.

Эпизод конфликт вокруг Махачкалинского порта
Эпизод конфликт вокруг Махачкалинского порта

Нестабильность на объекте привела к уходу большинства нефтяников на работу в конкурирующий порт Баку, что автоматически привело к росту потерь при перевалке нефти из танкеров в резервуары «Дагнефтепродукта» (компания бывших партийных бонз республики, приватизировавших в нач. 90-х комплекс труб и емкостей между махачкалинским портом и нефтепроводом на Новороссийск). 

Новый Бакинский порт Алят
Новый Бакинский порт Алят

Между тем, стоянка судов в столице Азербайджана стремительно развивается. В поселке Алят (ныне зона свободной торговли) построен паромный терминал Бакинского порта (переправа Баку — Туркменбаши), являющаяся частью международного проекта «Шёлковый путь» (Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай), проложенного в обход территории России.

«Каспийский хаб»
«Каспийский хаб»

Порт Махачкалы будет являться основным объектом Каспийского транспортно-логистического комплекса (т.н. «Каспийского хаба»), призванного решать проблему роста товарооборота зерновых между Россией и Ираном. Иными словами, Лагань опять может лишиться исторического шанса на развитие, а Калмыкия более чем 30% роста своего крайне скромного бюджета. «Каспийский хаб» частично может стать альтернативой транзиту через Суэцкий канал. Однако из-за бедственного положения махачкалинского порта проект остается на бумаге, что уже вызвало негативную реакцию Николая Патрушева, ведь объект имеет еще и важное военно-стратегическое значение. Отсюда и планы Шойгу взять его под контроль Минобороны. В принципе, уже согласованы планы перемещения в Махачкалу Каспийской флотилии. Лоббистом же коммерческого использования порта является первый замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, курировавшего Дагестан при Абдулатипове, и по совместительству, являющийся кузеном Кадырова.

О. Байсултанов и Р. Кадыров
О. Байсултанов и Р. Кадыров

Столь могущественные сторонники Махачкалинского порта практически не оставляют шансов для интересантов порта в Лагани. Тем не менее у них есть важный козырь: геополитика. Дело в том, что Лагань является ключевым пунктом проекта канала «Евразия», наиболее удачной инкарнацией неудавшегося при большевиках масштабного проекта Манычского водного пути, призванного соединить Каспийское и Черное море. Реализация начинания приведет к значительному усилению влияния России в регионе Прикаспия. «Евразия» может перетянуть пути товаров из Китая и Ирана в Европу, что грозит баснословными прибылями для страны.

-8

Напомним, сейчас в ИРИ не утихают протесты, грозящие сменой режима. Даже если никакого переворота не случится, аятоллам придется повышать пойти на повышение уровня либерализации полузакрытой экономики страны. Как следствие, доля иностранного капитала в ней повысится. Иран обладает второй после Турции экономикой по объему ВВП в исламском мире. 

-9