Одним из самых живучих мифов, связанных с падением Берлина, стала легенда о затоплении берлинского метро и связанных с этим многих тысячах жертв. Причем, если немецкие неонацисты обвиняли в этом советские войска, которые якобы специально сделали это, чтобы утопить защитников города в подземных коммуникациях (более мягкая версия гласит, что это произошло из-за попадания снарядов тяжелой артиллерии в туннели под Шпрее), но наша стороны и союзники широко писали о том, что Гитлер приказал СС затопить станции, чтобы забрать с собой больше людей. Сама идея того, что Жуков мог отдать приказ затопить станции, на которых прятались мирные жители и раненые, выглядит полностью бредово. Но, даже учитывая полное безумие Гитлера и командовавшего обороной города Геббельса, сомнительно, чтобы такой приказ выполнили низовые исполнители, из которых далеко не все собирались самоубиться вместе с семьями, детьми и любимыми собаками.
Достоверно известно, что во время бомбардировки Берлина 3 февраля 1945 г. на нескольких станциях, в которые попали бомбы, погибло около 400 человек. Но это никак не было связано с водой. Давайте попробуем разобраться, что же случилось на самом деле во время штурма города.
Советские войска вплотную приблизились к центру города. Потсдамер Плац и Ляйпцигер Штрассе (район Имперской канцелярии) оказались под мощным артиллерийским огнем. 27 апреля советские танки прорвались к Цоо, где вели тяжелые бои с 18-й панцергренадерской дивизией и 1-м зенитным дивизионом. В результате обстрела были повреждены шлюзы канала у Ангальтского вокзала, которые откачивали грунтовые воды, и вода из Шпрее начала медленно поступать в метро.
Дело в том, что линии берлинского метро уходят под землю только в самом центре города и находятся там сразу под поверхностью. Поэтому станции в центре оказались затопленными менее, чем на 1 метр. Более, того, чтобы покинуть эти станции, нужно преодолеть несколько десятков ступеней, они не намного глубже обычного подземного перехода. Сделать это можно в течение нескольких минут.
Кроме того, шлюзы были только одной из причин затопления части станций в центре города. Вода попала в метро также из-за повреждения снарядом туннеля под Шпрее и из-за отключения электронасосов. Однако, пожарные всеми силами откачивали воды, не допуская затопления станций.
Утром 2 мая, когда боевые действия практически прекратились, произошел подрыв на Темфельхофер уфер в Кройцберге и вода из Ландверканал снова начала заливать метро. В результате тоннель Север-Юг, проходящий под центром города, был заполнен полностью (его длина около 6 км, на нем было 4 станции), благодаря переходу на одной из его станций попутно был затоплен участок линии С (затопление произошло на протяжении 8 км только к 8 мая). Однако и тут вода поднялась постепенно.
На протяжении многих десятилетий спекуляции о 15 и более тысячах погибших при затоплении берлинского метро. Однако, архивные документы говорят совершенно о другом. По время восстановления метро и линий городской электрички в Берлине осенью 1945 года всего было обнаружено 83 трупа, но среди них практически не было утопленников. В самом начале 1990-х годов берлинские газеты пытались найти очевидцев этого затоления, но их попытки не увенчались успехом.