В ночь на 31 июля в Центральноафриканской республике (ЦАР) погибли российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко. Машину, в которой они передвигались вместе с местным водителем, остановили на дороге. После этого троих мужчин расстреляли, а водитель сбежал с места происшествия. «Телеграф» изучил ситуацию в ЦАР и выявил главных подозреваемых в убийстве журналистов.
Версия первая. Журналистов убила гражданская война в ЦАР
По словам африканиста Николая Добронравина, политическая обстановка в ЦАР характерна для стран Центральной Африки. Гражданская война здесь закончилась, однако полно оружия, и власти пока не восстановили контроль над страной. Для этого должна появиться сильная власть — такая, какая была при императоре Бокассе. Вопреки устоявшемуся в России и на Западе мнению о нем как диктаторе и людоеде, жители ЦАР его часто и очень хорошо вспоминают.
Эксперт добавил, что деления на «власть» и «оппозицию» в нынешнем ЦАР, по сути, нет. «Все очень зыбко. Активными силами считаются президент и его кабинет (администрация), правительство, парламент, и еще силы ООН», — пояснил Добронравин.
До прихода французов в начале XX века большинство жителей на территории нынешней ЦАР были «язычниками», однако на северо-востоке страны жили мусульмане. Теперь большинство населения считают себя католиками и протестантами, есть также последователи так называемых «афрохристианских церквей», чьи религиозные взгляды близки к протестантам.
«До гражданской войны многие мусульмане с севера и из-за рубежа переселились в христианские районы (особенно в города), теперь их снова стало немного. Многие мусульмане бежали от гражданской войны в соседние Чад и Камерун, а христиане – в соседнюю Демократическую республику Конго», — рассказал Добронравин.
О процентах верующих в ЦАР говорить трудно, но в столице теперь мусульмане точно оказались меньшинством. У власти после войны больше христиан.
Религиозные противоречия достаточно сильно влияют на жизнь, особенно с учетом гражданской войны. Между христианами и мусульманами остается взаимное недоверие. В христианской среде есть опасения, что мусульмане захватят страну, однако при этом императора Бокассу христиане почему-то не критикуют за то, что он в свое время принял ислам.
ООН недавно сообщило, что в стране пошел процесс разоружения различных группировок. Как пояснил Добронравин, с каждой стороны в нем участвуют по семь группировок — от бывшей «Анти-балака» (христианская и антимусульманская группировка, название которой переводится как «Анти-мачете»), и бывшей «Селека» (эта группировка в основном мусульманская). «Селеку» сейчас переименовали в «Народный фронт за возрождение Центральноафриканской республики» (Popular Front for the Rebirth of Central African Republic, FPRC). Возглавляет это движение генерал Мухаммад аль-Хатим Нуреддин Адам.
Николай Добронравин уточнил, что на практике группировок и партий намного больше, но они легко распадаются и объединяются, и очень многое здесь зависит от простого подкупа. «Те, кого вы называете повстанцами, тоже представлены в парламенте, правительстве и кабинете президента. На "своей территории" эти группировки правят самостоятельно, но вынуждены терпеть присутствие сил ООН. В парламентских и президентских выборах население этих территорий тоже участвовало», — подытожил африканист.
Версия вторая. Журналистов убили местные бандиты
Из-за анархии в стране, туристов в ЦАР сейчас не так уж много, особенно в последнее десятилетие. Однако в национальные парки на юго-западе страны (тут их сразу два — Дзанга-Санга и Дзанга-Ндоки) они точно ездили. По словам Николая Добронравина, туда ездят в том числе гости из России. Парк находится на границе с Камеруном, поэтому туристы летали в парк через эту страну без заезда в столицу ЦАР и без поездки по дорогам вне парка.
В ЦАР совершенно обыденным явлением считается грабеж на дороге. Здесь он называется «парафискальная деятельность» — неналоговый сбор в пользу частных лиц. По словам Николая Добронравина, сборщикам этой «дани» даже не надо прикидываться военными, потому что останавливать машины может фактически кто угодно. «О борьбе властей с неофициальными блокпостами я не знаю, многие районы страны власти не контролируют», — добавил африканист.
Буквально через неделю после трагедии с российскими журналистами СМИ ЦАР написали о таком грабеже в другой районе страны. По данным Corbeaunews, инцидент произошел 6 августа в префектуре Уам-Пенде на северо-западе страны. Дюжина сотрудников медицинских учреждений, которые везли отчеты о своей работе в голландскую неправительственную организацию Cordaid, попала в засаду на дороге из административного центра Бозум в город Пауа. В деревне Лия их остановили вооруженные люди, обыскали, отобрали деньги и ценности, после чего пробили нескольким автомобилям колеса и покинули место инцидента. Сейчас жандармы устанавливают личности нападавших.
По мнению Николая Добронравина, трое убитых российских журналистов приняли неправильное решение о поездке ночью. Даже местные жители считают их рискованными. «Мне ночью ездить в Африке приходилось, но не в ЦАР. Очень многое зависит от водителя и сопровождающего. Ночью лучше бы передвигаться не только с водителем и сопровождающим, но и с охраной, особенно если есть что взять из машины, и пассажиры – белые, то есть точно богатые люди», — пояснил африканист.
Николай Добронравин рассказал и о своем опыте столкновения с грабителями в другой стране — Нигерии, где грабеж также не редкость. В первом случае сопровождающий велел водителю не останавливаться, и машина буквально протаранила барьер — протянутую через дорогу веревку. Во втором сам водитель попытался прорваться, однако это оказался армейский блокпост, автомобиль остановили, и проблему пришлось решать сопровождающему. В еще одном случае сопровождающий зачем-то заранее попросил Добронравина и его спутников не показывать, что пассажиры понимают язык водителя, при этом не дав никаких объяснений.
Как писали СМИ, у погибших в ЦАР российских журналистов никакого сопровождающего не было, а роль гида выполнял водитель. «Самих пассажиров в этой ситуации, на мой взгляд, никто не стал бы слушать, все зависело от водителя. По некоторым описаниям, машину даже не остановили, а сразу атаковали. Как рассказывают, в таких случаях выживают редко, но иногда кто-то успевал сбежать. В данном случае повезло водителю, что неудивительно», — пояснил африканист.
После убийства власти ЦАР поспешили обвинить в нем мусульманских повстанцев. Однако 6 августа в интернете появилось официальное заявление за подписью генерала Нуреддина Адама, в котором мусульманский лидер осудил убийство и потребовал его всестороннего расследования.
Версия третья. Журналистов убили бойцы ЧВК «Вагнера»
Присутствие россиян в ЦАР никто не скрывает. О российских специалистах говорится в отчетеэкспертов ООН по ситуации в стране от 23 июля. Из него следует, что с декабря 2017 года в ЦАР находятся пятеро военных и 170 гражданских специалистов. Они приехали сюда на год и обучают местную армию и президентскую гвардию. Российских инструкторов разместили в городе Сибю и аэропорту Бангассу. Помимо этого, россияне недавно сопровождали конвой со строительными материалами для больниц, говорится в отчете.
Однако, по данным СМИ, в ЦАР приехали отнюдь не гражданские инструкторы, а бойцы частной военной компании (ЧВК) Вагнера. Год назад «Фонтанка» писала о деятельности этой структуры в Сирии. По данным издания, бизнесмен Евгений Пригожин, которого ряд СМИ называл «кремлевским поваром» за поставки продовольствия в Кремль, заключил с российскими властями договор. Согласно ему, сформированная и финансируемая Пригожиным ЧВК Вагнера должна помочь наладить контроль над сирийскими нефтяными объектами, а в ответ бизнесмен получает от властей долю от доходов с них.
В ЦАР, несмотря на бедность этой страны, тоже есть ресурсы. Это золото, алмазы и уран. По информации «Радио Свобода», троих российских журналистов убили именно в тот момент, когда они направлялись на золотые прииски Ндассима. Туда их отправил Андрей Коняхин — главный редактор медиахолдинга «МБХ Медиа», который принадлежит Михаилу Ходорковскому.
В середине июля африканское издание Africa Intelligence сообщало, что Россия договорилась о разработке золотых приисков Ндассима с правительством ЦАР. Одним из условий разработки было наведение порядка в регионе. Разрабатывать месторождение должна была компания Lobaye Invest, которая, по данным издания, учреждена российской компанией «М-Инвест», связанной с предполагаемым спонсором российской частной военной компании («ЧВК Вагнера») Евгением Пригожиным.
Africa Intelligence утверждала, что именно бойцы «ЧВК Вагнера» работают на Lobaye Invest и отвечают за перевозку и охрану оборудования для добычи на золотых месторождениях.
Однако африканист Николай Добронравин смотрит на эту версию скептически. «Относительно неофициального присутствия хоть реальной, хоть мифической ЧВК в нарушение санкций ООН — мне это трудно представить, хотя бы потому, что невозможно скрыть белых людей в Центральной Африке от мониторинга ООН (не говоря уже о множестве неправительственных организаций). Опять же, полагаю, что стоит посмотреть июльский отчет ООН (отнюдь не пророссийский), и там о российском присутствии довольно подробно написано», — пояснил эксперт.
Он добавил, что и в ЦАР, и в большинстве стран Африки наемники — это популярная тема в СМИ еще с 1960-х годов. Иностранцев, которые помогают политическим противникам (включая признанное правительство), конкуренты часто именуют «наемниками». «Кроме того, настоящие частники-наемники времен войны в Конго очень красиво представлены — например, в кино. Возможно, поэтому, как рассказывают, некоторые европейские и американские инструкторы в Африке (совершенно официальные) тоже могут называть себя наемниками, хотя формально это не так», — уточнил Добронравин.
В то же время медиаресурсы Евгения Пригожина после убийства журналистов активно включились в информационную войну. 4 августа африканский телеканал Afriquemedia сообщил о том, что удостоверения сотрудников ООН для российских журналистов могли подделать. Эту новость, которая бросает тень на главреда «МБХ Медиа», отписали в первую очередь подконтрольные Пригожину СМИ, о чем свидетельствуют данные поиска в «Яндексе».
Версия четвертая. Журналистов убили конкуренты России из других стран
Центральноафриканская республика, помимо России, находится в сфере интересов солидного количества стран. В первую очередь это Франция. ЦАР — ее бывшая колония, ранее входившая в состав Французской Экваториальной Африки. Французам интересны полезные ископаемые, лес, сельское хозяйство, а в перспективе — трансафриканский транзит (автомобильный и железнодорожный).
Версия о том, что французы могли быть причастны к убийству, высказывалась рядом российских государственных СМИ. В ЦАР сейчас присутствуют около 11 тысяч бойцов французского Иностранного легиона, и это самый большой французский контингент за пределами страны. Россию французы считают стратегическим соперником, а в 2015 году в западной прессе появилась информация о насилии со стороны французских солдат в отношении детей в ЦАР. Жители африканских стран также подтверждали ее в соцсетях.
Есть в ЦАР и интересы Китая, который прочно обосновался в стране со времен Бокассы. Китайцы занимаются здесь строительством и добычей полезных ископаемых. Помимо этих двух стран, в ЦАР есть также интересы Ливана, Сирии, Израиля и США.
Однако все эти предположения — из области конспирологии. Самую фантастическую версию о гибели российских журналистов высказал на днях в интервью НСВ Максим Шевченко — журналист и друг Орхана Джемаля. По его словам, убийство организовали израильские спецслужбы, а причиной стала поддержка Джемалем Палестины в конфликте между ней и Израилем.