Найти в Дзене

Профайл, реж. Тимур Бекмамбетов: война перед монитором

Может ли фильм, всё действие которого происходит лишь на экране монитора, цеплять? Да, если взять всем хорошо знакомый интерфейс, соединить его с реальной историей, которая сама по себе холодит кровь, и динамично представить на большом экране. Действительно, почему нет, – разве мы не проводим за монитором (или смартфоном) кучу времени? Работаем, зависаем в соцсетях, читаем, смотрим, слушаем... Такую реальность мы сейчас имеем, или мнимую реальность... Тимур Бекмамбетов понимает это как никто другой, поэтому уже не первый раз обращается к формату Screen Life. Новый десктоп-триллер Профайл на полтора часа расшарил перед нами экран британской журналистки Эми, которая делает сенсационной репортаж о том, как члены “Исламского государства” вербуют европейских девушек. Всего в несколько кликов молодая англичанка регистрирует на FB новый профиль: ставит на аватарку Белоснежку в хиджабе, шарит несколько жутких видео на своей странице и вот в друзья уже стучится бравый Билаль. Конечно, зараза, п

Может ли фильм, всё действие которого происходит лишь на экране монитора, цеплять? Да, если взять всем хорошо знакомый интерфейс, соединить его с реальной историей, которая сама по себе холодит кровь, и динамично представить на большом экране.

Действительно, почему нет, – разве мы не проводим за монитором (или смартфоном) кучу времени? Работаем, зависаем в соцсетях, читаем, смотрим, слушаем... Такую реальность мы сейчас имеем, или мнимую реальность... Тимур Бекмамбетов понимает это как никто другой, поэтому уже не первый раз обращается к формату Screen Life.

-2

Новый десктоп-триллер Профайл на полтора часа расшарил перед нами экран британской журналистки Эми, которая делает сенсационной репортаж о том, как члены “Исламского государства” вербуют европейских девушек.

Всего в несколько кликов молодая англичанка регистрирует на FB новый профиль: ставит на аватарку Белоснежку в хиджабе, шарит несколько жутких видео на своей странице и вот в друзья уже стучится бравый Билаль. Конечно, зараза, по-восточному магнетически красив, а как иначе? И живет во дворце, и сильный как лев, не мужчина – мечта! После трех созвонов по скайпу готов любить, оберегать, подарить весь мир и жизнь свою положить к ногам. Или смерть?

-3

Все больше и больше вживаясь в роль новообращенной мусульманки, смелая журналистка аккуратно флиртует, а параллельно выведывает важную информацию и записывает каждый разговор с Билалем. Каждый день она прячет правду от прозорливой вебкамеры, а свои нарастающие страх и переживания – от близких.

Билаль действует не менее грамотно, используя все психологические приемы соблазнения: увлечь, пообещать лучшую жизнь, прокатить на эмоциональных горках... Он тот, кто может подарить такой спасительный “Рай на земле” в этом тревожном мире постправды… Что ж, зло – всегда более заманчиво, чем добро, хоть и опасно. Но и опасность влечет.

Наблюдать противостояние “террористический пикапа” и журналистской хитрости – безумно захватывающе. Читать чаты, слушать звонки, сопереживать… весь зал был прикован к экрану как загипнотизированный. Кажется, мы все забыли, что это всего лишь фильм – перед нами был реальный компьютерный монитор, и все мы наблюдали за происходящим, случайно подключившись, онлайн.

Но самое цепляющее во всей этой истории – это, как ни печально, ее основа на реальных событиях. Как бы ни хотелось отмахнуться и забыть на следующий день – не выйдет. Ведь то, что побудило молодую журналистку ввязаться в эту опаснейшую авантюру, действительно происходит!

Молодые демоны-красавцы из Сирии завлекают в свои сети наивных барышень, те надевают хиджаб, обращаются в ислам и переезжают в Сирию в качестве наложниц боевиков или воительниц за веру. Конечно, пути назад для них нет: тех, кто пытается вернуться – забивают до смерти, как предательниц. Снимая все на камеру и также – транслируя через интернет в качестве урока для остальных.

-4

Согласна, это ужасно и кто-то скажет – зачем транслировать такое? Да, жутко! Но также жутко важно – сделать такой репортаж, написать книгу (реальная журналистка этой истории Анна Эрель написала нон-фикшн-книгу «Я была джихадисткой»), а потом создать и такой сильный фильм. Важно рассказать и показать, как происходит эта вербовка: с чего все начинается, что кроется за ласковыми речами и обещаниями и как все заканчивается.

Кино уже завоевало приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале, а также было показано в рамках фестиваля в Москве. К сожалению, с выходом в широкий прокат в России есть определенные сложности – кино полностью на английском, причем на сетевом жаргоне: переписка, разговоры, страницы поиска, FB и так далее. Перевести все это на русский – по сути переснять кино заново. Тем не менее, я очень надеюсь, что кино покажут и русскоязычной аудитории в ближайшее время. Это действительно необходимо.

Хорош тот фильм, который влияет на нас и на наши жизни. Но если кино способно не просто изменить, а спасти чью-то жизнь, предупредив об опасности – то это уже не просто кино. Скорее жизненно важное послание от режиссера зрителю, облаченное в форму киноискусства. Это просто очень нужно. И сильно.