Найти тему
Вокруг денег

Увеличение НДС и экономический рост. Это совместимо?

Увеличение НДС с 18 до 20% в условиях стагнации экономики - это очень странная российская "инновация", поводом для которой послужила необходимость собирать ещё 600 млрд.руб. в год.

Предложение увеличить НДС для обеспечения ускоренного экономического роста, вероятно, достойно Нобелевской премии по экономике.
Предложение увеличить НДС для обеспечения ускоренного экономического роста, вероятно, достойно Нобелевской премии по экономике.

В условиях санкционного закрытия источников внешнего финансирования и крайней неэффективности государственных проектов, в которых цена неизменно в разы превышает все разумные пределы, снижение налогов является единственным возможным источником роста экономики. Тем более что текущие нефтяные цены (свыше 70 долл./баррель) - подарок судьбы. Когда, если не сейчас?

Снижение налогов увеличивает прибыль компаний, позволяет опускать цены, что приводит к росту бизнеса, созданию новых рабочих мест. Которые потом заплатят больше налогов. То есть прежде чем корову доить, её надо сначала вырастить.

"Прелесть" косвенных налогов (НДС, акцизы) для бюджета - в том, что от них фактически невозможно уклониться (в отличие от налога на прибыль и подоходного налога). Каждый из нас приходит в магазин и автоматически их платит, покупая любой товар. Соответственно, повышение налога в краткосрочной перспективе гарантирует государству увеличение поступлений в бюджет. Но с последующими побочными эффектами - сжатием экономики, сокращением налоговой базы, ростом безработицы и криминала.

В странах Европы - высокие акцизы на бензин. И это правильно, потому что налоговое бремя в большей степени перекладывается на плечи наиболее обеспеченных граждан. Хочешь кататься быстро на машине с 6-литровым мотором? Нет проблем, но на заправке ты за это заплатишь. Либо пересядешь на электромобиль (как в Норвегии, где уже каждая третья машина - электро) и сделаешь воздух чище. Хочешь сэкономить - бери малолитражку или велосипед, а в качестве дополнительных бонусов - поспособствуешь улучшению экологии и снижению дорожных "пробок", ну, и укрепишь здоровье, крутя педали.

Британский политик Борис Джонсон, будучи мэром Лондона, ездил на работу на велосипеде
Британский политик Борис Джонсон, будучи мэром Лондона, ездил на работу на велосипеде

А как же рост цен при подорожании бензина? Для большинства населения (кто обходится без личных самолетов, яхт и огромных машин) цены вырастут в меньшей степени, чем при повышении НДС. Например, в Турции акцизы и, как следствие, цены на бензин в разы выше наших, а производимые товары и услуги (бытовая техника, одежда, отдых в отелях) оказываются дешевле - при одинаковых зарплатах.

Фактически акцизы на бензин во многих странах работают примерно так же, как прогрессивная шкала налога - кто богаче, тот больше платит.

Наши законодатели сделали всё наоборот, снизив акцизы на бензин с 1 июля - с 11,2 до 8,2 тыс.руб. за тонну. или до 0,1 долл. в литре бензина (для сравнения: в Восточной Европе - около 0,3, в Турции - 0,7, в Западной Европе -0,7-0,9). Популистские рассказы про доступный бензин - путь в Венесуэлу. Потому что государственный бюджет - один общий котёл, и искомые 600 млрд.руб. можно собрать либо с преимущественно владельцев "машин-танков", либо со всего населения. Наша власть выбирает второе, упорно не желая крутить педали.

А увеличение НДС - возможно, самое плохое, что можно было придумать. Потому что оно никак не совместимо с ускоренным экономическим ростом.

Друзья! Ваши лайки и, конечно, репосты в социальных сетях очень помогают развитию канала!

Подписывайтесь - будет много актуальной информации из мира экономики и финансов!