Найти тему
Рынок АПК

Тракторные тренды: какие новинки представляют ведущие производители

Роль машинного труда в АПК ценилась всегда. Значительный подъем в производстве сельхозтехники произошел в советское время, причем не только в самом СССР. А вот в XXI веке объемы ощутимо упали. Но потеря в количестве сказалась на качестве. Со временем менялись возможности производителей, а вместе с ними и требования к технике со стороны аграриев. Сегодня рынок сельхозтехники вновь двигают вперед ведущие производители, каждый год удивляющие новыми концептами. Что умеют современные машины в АПК и какие тренды актуальны в производстве тракторов?

Маленькие, да удаленькие

В России в последние годы характерна тенденция падения спроса на крупную агротехнику. С одной стороны это связано с ростом числа небольших фермерских хозяйств, которым такие машины и не нужны, и не по карману. С другой – в целом уровень цен на большие мощные тракторы сейчас довольно высок.

На фоне общего снижения спроса на сельхозтехнику особенно заметен рост популярности мини-тракторов. По итогам 2016 года их продажи выросли на 10,4%, а доля на рынке агротехники увеличилась с 9,6% до 13,7%.

Их самое очевидное преимущество – гораздо меньшие размеры при сохранении всех основных функций «больших» тракторов. Такие машины пригодятся в небольших хозяйствах, поскольку их удобно использовать на участках до 10 га. Однако нередко они оказываются нужными даже на даче или в саду. Функции мини-тракторов весьма обширны: уход за газоном, удобрение почвы, уборка мусора (а зимой еще и снега), вспашка земли, боронение, аэрация – уже внушительный список. Несомненным плюсом стоит считать и экономичность ввиду малой мощности. В основном для этой категории она составляет в пределах 20 л.с.

На рынке мини-тракторов тон сегодня задают прежде всего американские производители (Magnatrac, TYM). В последнее время, правда, по качеству сборки к ним приблизились китайские компании (Xingtai, Jimno), а вот в Европе пока отстают.

Magnatrac
Magnatrac

В России одним из лидеров рынка в данном сегменте является челябинское предприятие ООО «Трактор», располагающееся в городе г. Еманжелинск. На заводе производится несколько моделей под маркой «Уралец» мощностью от 16 до 22 л. с. В год предприятие производит около 1500 тысячи тракторов, а самой популярной моделью является «Уралец-220».

Вторая популярная российская марка мини-тракторов – «Чувашпиллер». В линейке этого производителя гораздо больше моделей от 12 до 35 л. с. на любой карман и задачи. Это предприятие так же выпускает примерно 1500 тысячи тракторов в год, а модельный ряд является копией китайских тракторов, максимально локализованных для российских условий.

Чувашпиллер Русич
Чувашпиллер Русич

Однако о серьезной конкуренции можно говорить разве что в перспективе. Тем не менее, потенциал у отечественных моделей, по оценкам экспертов, достаточно высокий. К тому же они отличаются даже большей универсальностью, нежели зарубежные аналоги, плюс максимально адаптированы к российским условиям эксплуатации.

Какие технологии нынче в цене?

Помимо появления новых тракторов и комбайнов ведущие производители постоянно соревнуются в битве технологий. При этом основным способом представить миру свои наработки были и остаются специализированные выставки. Для производителей это отличная возможность похвастаться новейшими достижениями, для остальных – узнать, насколько далеко зашел прогресс в отрасли.

В этом смысле особняком стоит компания John Deere, за год представившая, пожалуй, больше всех инновационных решений. К примеру, в компании разработали систему, которая проводит анализ вносимых удобрений и оценивает потребность каждого отдельного участка в дополнительной подкормке. Такое решение позволит не только сэкономить на удобрениях, но и в целом повысить эффективность растениеводства.

John Deere
John Deere

Еще одна новинка компании в этой же сфере – система, определяющая количество химических веществ, применяемых для комплексной защиты посевов. Автоматика контролирует, чтобы с «химией» ненароком не переборщили.

Кроме того, John Deere придумал очень полезную штуку, которая может помочь при работе на вязком грунте – систему автоматического включения полного привода на тракторе. Она задействует полный привод при пробуксовке колес и отключает его, когда колеса оказываются на достаточно ровной и твердой поверхности. Эксперты уже оценили новинку выше аналогов и отметили, что она позволит снизить износ деталей трактора и увеличит производительность.

Много хвалебных слов от специалистов досталось еще одной автоматической разработке, которая умеет запоминать повторяющиеся действия тракториста. Такая система пригодится на ограниченных участках, где трактористы вынуждены часто делать одни и те же действия, в том числе двигаться по одинаковой траектории, например, разворачиваться. Принцип работы прост – при трехкратном повторении последовательности действий система ее запоминает и в дальнейшем воспроизведет с помощью всего одной кнопки.

Вообще технологии, направленные на автоматизацию, приковывают внимание больше всего. Существенно упростит работу фермера устройство, управляющее распределением балласта при помощи гидравлики. Такая конструкция избавит от необходимости самому ставить балласт на задние колеса во время тяжелых операций.

Другие мастодонты тракторостроения хоть и не отличались сверхактивностью в разработке новых технологий, но без сюрпризов тоже не обошлись. Например, еще один флагман производства агротехники AGCO удостоился множества положительных отзывов за инновационную систему быстрого изменения давления в шинах трактора. В ее основе – дополнительная внутренняя шина, которая играет роль своеобразного «аккумулятора» и позволяет в зависимости от ситуации изменять давление в основной шине всего в течение 30 секунд. И что немаловажно – обороты двигателя при этом не падают, как это обычно бывает в обычных тракторах во время подкачки шин, что позволяет продолжать выполнять работу без перерыва.

AGCO
AGCO

Инженерам AGCO принадлежит также идея создания новаторской системы трансмиссии, умеющей анализировать и сравнивать нагрузку на переднюю и заднюю оси и при необходимости выравнивать их. Такая конструкция не только повышает эффективность работы трансмиссии и удобство управления трактором, но и заметно снижает воздействие техники на почву.

Корпорация CLAAS порадовала разработкой в области оптимизации работы трактора, суть которой заключается в точном расчете маршрута, анализе и прогнозе времени, которое понадобится трактору для завершения текущего задания. Уникальность этой технологии в том, что она создает схему обрабатываемого поля и предлагает оптимальный вариант маршрута движения. Такая штука очень полезна в тех случаях, когда работать приходится на больших полях неправильной формы – фермер в итоге экономит и время, и силы, а заодно избавляет себя от лишних аналитических размышлений и умственных расчетов.

CLAAS
CLAAS

Российская техника: шаг вперед

В 2017 году серьезно заявили о себе отечественные производители, которые впервые за долгое время составили более чем достойную конкуренцию своим западным коллегам. Отдельного внимания заслуживает новинка от «Ростсельмаша» – трактор с повышенной проходимостью VERSATILE DeltaTrack 550. Одно из наиболее заметных его преимуществ – возможность выбрать нужную ширину гусеничной колеи. Варианта два – 30 и 36 дюймов. Колеса при этом выполнены из полиуретана, что в сравнении с привычными резиновыми аналогами является куда более долговечной альтернативой. Главная же особенность трактора кроется в конструкции рамы опорных роликов. Она имеет две степени свободы, что позволяет добиться сразу нескольких положительных моментов. Это и меньшее воздействие на почву при лучшей плавности хода (особенно заметной на неровных рельефах), и пониженный коэффициент пробуксовки, а заодно и сокращение расхода топлива. Кроме того, линейка DeltaTrack оснащается автоматической трансмиссией, включающей 16 передач вперед и 4 назад. Такой большой диапазон делает машину универсальной и готовой к длительным нагрузкам на больших площадях. Для этого приспособлено и рабочее место тракториста. Мало того что кабина стала очень просторной (внутренняя площадь – 5 кв.м.), так еще и существенно прибавила в эргономике. Все основные функции регулируются нажатием одной-двух кнопок, расположенных под подлокотником. Словом, места много, но все под рукой.

VERSATILE DeltaTrack 550
VERSATILE DeltaTrack 550

Петербургский тракторный завод тоже порадовал яркой новинкой, способной составить конкуренцию на мировом рынке. Предприятие начало выпускать модернизированный трактор «Кировец» К-744Р4 с турбодизельным двигателем Mercedes-Benz мощностью 428 л.с. и обновленной кабиной с панорамным остеклением для улучшенного обзора в поле.

Кстати, и «Ростсельмаш», и Петербургский тракторный завод за последний год очень существенно продвинулись в расширении рынка сбыта. Оба производителя регулярно участвуют в выставках мирового масштаба и прямо там подписывают новые соглашения о поставках своей техники европейским компаниям. Более того, даже многие зарубежные специалисты в области тракторостроения открыто говорят, что в России начинается новый этап развития сельскохозяйственной техники.

Куда двигаться дальше?

Что касается приоритетных направлений для новых разработок, то ведущие производители стараются охватить как можно больше вариантов для потенциальных улучшений. Главным образом, это, конечно, стремление к максимальной автоматизации работы и уменьшению влияния человеческого фактора, в том числе внедрение компьютерного управления различными процессами. Также пытаются улучшить эргономику и всячески повысить удобство для водителя. Разумеется, не обходят стороной и технические характеристики новинок, модернизируя двигатели, трансмиссию, расширяя возможности колесной базы и т. д.

Иногда компании реализуют идеи в тех аспектах, на которых они в принципе не специализируются. Достойный пример – британская компания JCB. Она больше известна как производитель экскаваторов-погрузчиков, но недавно представила новую линейку скоростных тракторов Fastrac 8000. Благодаря мощному двигателю и бесступенчатой коробке передач, они развивают скорость до 70 км/ч, что может иметь большое значение при обработке больших площадей.

Fastrac 8000
Fastrac 8000

Важно и внимание к деталям, которые, на первый взгляд, не столь существенны. Так, к примеру, компания Zetor Major HS при разработке новой модели HS в числе прочего изменила угол поворота колес. Сумев увеличить его до максимально возможных (без ущерба для остальных узлов) параметров, удалось сократить радиус разворота до 3,9 м, что совсем немного для трактора, и в процессе работы может стать очень существенным подспорьем.

А вот компания AGCO при совершенствовании своей самой мощной (в прямом смысле слова) линейки Valtra S обратила внимание на удобство руления, для чего добавила в комплектацию реверсный привод Twin-Trac, а также сделала акцент на экологичности, внедрив технологию очистки отработавших газов e3 SCR. Вдобавок инженеры создали комфортные акустические условия для водителя – звук в кабине не превышает 71 дБ. Другая новинка этого же производителя, Fendt 1000 Vario сочетает в себе максимальные в классе тяговые характеристики и отличную маневренность практически на любой поверхности. Таким образом, уникальные решения в разных направлениях позволяют чувствовать себя уверенно в конкурентной борьбе.

Начало агросезона – время новинок

Очередную порцию впечатляющих и многообещающих новинок рынок сельхозтехники получил буквально месяц назад. К концу года мировые лидеры в агротехническом производстве традиционно презентуют очередные новинки с прицелом на будущее. Какие-то из них начнут продавать уже в 2018 году, что-то еще будет дорабатываться и совершенствоваться. Так, компания CLAAS показала трактор AXION 900 TERRA TRAC – первый полугусеничный трактор с полной подвеской. А все тот же AGCO представил систему ведения учета VarioDoc Pro, с помощью которой несколько тракторов, подключенных к платформе Agrirouter, смогут обмениваться данными полевых журналов. Заслуживает интереса и их новинка Fendt e100 Vario – первый аккумуляторный электротрактор, способный работать без подзарядки в течение всего рабочего дня.

Fendt 1000 Vario
Fendt 1000 Vario

В целом в разработках всех ведущих производителей агротехники прослеживается четкое стремление совмещать два акцента – ориентироваться на потребности человека и в то же время следовать духу времени, успевая реагировать на появление новых технологий в других сферах, ведь в конечном счете все оказывается взаимосвязано. А то, что процесс обработки земли прошел такой огромнейший путь от плуга и простейших земляных орудий до совершенных машин, лишний раз подтверждает, что АПК в жизни человечества всегда был и остается на ведущих ролях.

Автор: Сергей Кузнецов (журнал "Рынок АПК")