Найти тему
Ставропольский Дзен

Кому на Ставрополье не дают покоя каменные бабы?

Этот пост - попытка ответить на вопрос какой смысл вложил в свои художества вандал, изрисовавший 28 июля древние статуи у ставропольского краеведческого музея, и что заставляет таких людей совершать "подвиги" Герострата.

В ночь с 27 на 28 июля россияне наблюдали самое продолжительное в текущем столетии лунное затмение, которое длилось около четырёх часов. Уникальности этому событию добавила планета Марс, которая в то же время оказалась на рекордно близком расстоянии от Земли.

К сожалению, жителям краевой столицы не довелось насладиться этим незабываемым зрелищем из-за погодных условий. Большую часть ночи небо над Ставрополем покрывала плотная пелена облаков.

-2

Самые упорные любители астрономии с телескопами и фототехникой выбирались далеко за город, где всё же смогли увидеть долгожданное небесное шоу. Оно было доступно взорам любопытных на Кавминводах и в других частях края, так что той же ночью местные аккаунты в соцсетях запестрели эффектными снимками «кровавой Луны» и ярко блещущего «Марса в оппозиции».

Но, похоже, не только звездочёты-любители не спали в ту ночь. На следующее утро странные бордовые символы появились на молчаливых стражах краеведческого музея – половецких средневековых скульптурах, или «каменных бабах» (кому как больше нравится).

-3

Было ли то неудачной шуткой хулиганов, сектантским ритуалом, экстравагантной PR-акцией музея или же проявлением «нечистой» – версий у интернет-пользователей было предостаточно.

Ответ был получен довольно скоро: 7 августа полиция задержала подозреваемого – 26-летнего местного жителя – и предоставила видео, на котором доморощенный «Пикассо» вносит последний штрих в своей работе и неторопливо удирает от весьма инертного охранника.

Молодой человек свою вину не отрицать собирался. По факту мелкого хулиганства составили административный протокол.

Поколение «ХУ!»: хулиганы, да и художники… не очень

За разъяснениями, что же означали непонятные руны, мы обратились к кандидату юридических наук, доценту СКФУ, религиоведу, эксперту по сакральным символам, древним и современным культам Роману Нутрихину:

Половецкие изваяния, которые стоят перед краеведческим музеем, изображают ратников в шлемах, представляя собой атрибуты давно забытых воинских культов степных кочевников. Милитаристский характер старинных скульптур, разукрашенных вандалами в ночь особого положения планеты Марс, «звёзды войны», наводит на мысль о ритуальном характере этого вероломного действа, – полагает Роман. – Некоторые знаки, появившиеся в результате варварского посягательства на памятники старины, действительно напоминают руны. Эта своеобразная письменность появилась на Скандинавском полуострове в начале новой эры. Мифы приписывают её создание богу Одину. Уже у викингов эти символы выполняли не только функции алфавита, но и употреблялись для гадания, а также в магических целях. Поэтому многие современные мистики и доморощенные «маги» активно используют руническую письменность для построения собственных псевдооккультных концепций, основанных как на традиционных значениях этих древних символов, так и на ничем не ограниченном полёте личной фантазии.

-4

Интернет полон рассуждениями о рунах и их эзотерическом значении, – продолжает рассуждать эксперт.

Смысл, вкладываемый горе-художником, избравшим для самовыражения столь неподходящие арт-объекты, тоже довольно прозрачен. В частности, знак, похожий на молнию, – это руна «Соул», которая ассоциируется со скандинавским богом войны Тором. Она обозначает силу, воинственность, мощь, победу

Правда, эта руна неразрывно связана с Солнцем, так что её ритуальное использование во время лунного затмения свидетельствует о явной безграмотности в области символизма. По всему видно, что это некомпетентное хулиганство, а не какой-то глубоко продуманный ритуал, основанный на знании подлинной рунологии. Хулиганство, однако, не вполне безобидное, поскольку эта руна, известная у немцев как «Зиг», была поднята на знамёна в гитлеровской Германии. Она использовалась в качестве эмблемы печально известными структурами «СС» и некоторыми военизированными подразделениями «Третьего Рейха». Сегодня этот символ особенно любят неонацисты, многие из которых, подобно своим кровавым кумирам, буквально помешаны на рунической мистике, - объясняет Роман Нутрихин.

Не случаен, по словам эксперта, и чёрный круг, нарисованный неизвестными на одном из половецких изваяний. Он может символизировать Луну во время затмения, прозванную журналистами и телеэкстрасенсами «кровавой».

«Чёрная Луна» издавна рассматривалась как зловещий знак, спутница колдовских ритуалов. Затмения светил всегда считались плохим предзнаменованием и самым подходящим временем для чёрных магов и всякой нечисти. «Чёрное Солнце» было важным символом в том же «СС». Так что изображение «тёмной Луны» на «каменной бабе» не несёт в себе никакого позитивного смысла, а, скорее, с точностью до наоборот.

Стрит-арт по-ставропольски

Видимо, зацикленные на скандинавских рунах вандалы уже давно орудуют в центре города. На одной из скамеек примыкающей к музею Александровской площади нам удалось обнаружить ту же безобразно нацарапанную руну «Зиг».

-5

Часто гуляющая здесь молодёжь рассказывает, что такие знаки вандалы и раньше оставляли в местах общественного досуга, с чем уже не раз приходилось бороться городским коммунальщикам. Теперь распоясавшиеся хулиганы добрались и до бесценных памятников истории. Во дворах по проспекту Октябрьской революции мы нашли стены, испорченные неказистыми граффити с теми же знаками «Зиг» и другими руническими символами.

-6

Здесь встречается руна «Одал», – комментирует эти изображения Роман Нутрихин, – которой приписывают значение семейного или кровного родства, а шире – единства народа. Эта руна тоже использовалась в нацистской Германии, строившей свою идеологию на лозунгах о расовом превосходстве и «чистоте нации». Попытка вандалов связать данный знак со славянством выглядит особенно цинично, если вспомнить, какую незавидную судьбу готовили славянам вожди «Третьего Рейха».

Впрочем, досталось и более современным скульптурам. Арт-объект под названием «Философский камень», пару лет назад подаренный городу художником из Грузии, обзавёлся кислотными красками, коловратом и похожей на след от птичьей лапки руной «альгиз». Также на постаменте памятника Будённовцу наш «писун краской» оставил размашистые руническую надпись и стилизованную подпись «Л.И.С» – именно такой ник он выбрал для своей страницы «ВКонтакте».

-7

По мнению эксперта, велика вероятность того, что перед нами следы не просто хулиганства, а попытка пропаганды неонацистских идей, запрещённых российским законодательством.

Де-юре, правоохранительные органы борются с такими проявлениями, де-факто – в интернете вместе с котиками, порносайтами и мемами, соседствуют магазины и аккаунты крепких хлопчиков, прославляющих уличный вандализм

Действительно ли эти художества имеют под собой националистический и профашистский подтекст мы, конечно же, судить не берёмся. Но нет сомнений, что это дело рук задержанного полицией парня – об этом свидетельствуют ссылка на профиль в инстаграме, коей он тщеславно подписал одну из «работ».

-8

К слову, на вполне узнаваемых татуировках подозреваемого присутствует молот Тора и руна-птичья лапка, которые отчётливо видно как на видео с места происшествия, так и на фотографиях в соцсетях. Вообще, судя по публикуемым постам и нательной живописи, молодой человек слегка «повёрнут» на славянской и скандинавской тематике.

Не исключено и то, что столь незамысловатым образом парень решил привлечь внимание к своей личности и заодно пропиарить оказываемые им услуги по фитнес-тренингу

Ведь, если верить всё той же странице в инстаграм, он не просто персональный тренер, но и чемпион ЮФО в данном направлении.

Разруха не в музеях, а в головах

Инцидент с «каменными бабами» у входа в краеведческий музей поднимает ещё одну злободневную проблему. Он показывает, насколько уязвимы у нас памятники прошлого.

Их ценность не всем ясна, однако на самом деле она очень велика. На территории края сохранились скифские, монгольские и половецкие образцы этих старинных скульптур.

Ещё в XIII веке посол короля Людовика XI Гильом Рубрук, описывал, как местное население устанавливало «баб» на курганах в половецких степях: «Насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращённую лицом к востоку». Пять столетий спустя, когда изваяниями заинтересовалось Министерство внутренних дел, в столицу пришло донесение о том, что подобные каменные фигуры используются у жителей поселений Северного Кавказа для столбов в воротах «и для другого употребления». Действительно, с приходом на Ставрополье казаков и крестьян «каменные бабы» часто становились объектом бытового вандализма. Их разбивали как память о чуждом языческом наследии, использовали в качестве строительного материала при закладке фундаментов и возведении заборов.

-9

Конец их массовому повреждению и уничтожению был положен лишь чуть больше века назад, когда в Ставропольской губернии стало бурно развиваться музейное дело. «Каменных баб» разыскивали по сёлам и хуторам, свозя в местные музеи как ценные экспонаты. Ведь от тех же скифов и половцев до нас не дошло никаких письменных свидетельств, так что их скульптуры являются редчайшими и оттого бесценными источниками информации об их жизни, быте, идеологии и религии.

Если в XIX веке с его модой на «музеи под открытым небом» изваяния средневековых степняков, выставляемые на улицах и в парках, были нормой, то сегодня мы вправе ожидать более прогрессивного подхода к их сохранению. В Ставрополе половецкие статуи до сих пор стоят не только у музея, но и в ботаническом саду, открытые граду, дождю и ветру – всем тем проявлениям разрушительной стихии, свойственной нашим краям. Одна из фигур даже стоит у одного из местных ТЦ, видимо, выполняя роль декоративного элемента.

-10

И это проблема не только краевой столицы. В городе Изобильном, например, несколько лет назад вандалы тоже расписали жёлтой краской из баллончика «каменную бабу» возле местного музея.

А в селе Радуга произошла совсем абсурдная ситуация – изваяние, которое стояло у входа в провинциальный музей, местные мракобесы посчитали приносящим неудачи, и от греха решили…закопать, где нашли. Однако эти истории не получили большой огласки.

-11

Понятно, почему круглосуточно доступные всем и каждому древние артефакты, как магнит, притягивают современных последователей Герострата, разрушившего храм Артемиды лишь затем, чтобы его имя запомнили потомки. Непонятно только, что мешает убрать экспонаты в музейные помещения, заменив на копии, как это практикуют в Пятигорске?

Из этого неприятного происшествия эксперт Роман Нутрихин призывает сделать правильные выводы:

Нездоровый ажиотаж, часто возникающий в глобальной сети накануне редких астрономических явлений, подчас оборачивается всплеском правонарушений сомнительной ритуальной направленности. Вместе с тем, данный инцидент помогает выявить наличие в Ставрополе активных носителей запрещённых законом деструктивных идей. Этим, вне всякого сомнения, должны заняться правоохранители.

Текст - Дмитрий Елшанский