Найти в Дзене

Азербайджанские мужчины: какие они?

Оглавление

Каков он, азербайджанский мужчина? Собирательный, обобщенный образ азербайджанского мужчины невозможно представить в одном лице, в одном типе личности. Для полного представления о мужчинах древнего народа азери следует обратиться сразу к нескольким источникам. В данном материале я расскажу о 3 образах и о метаморфозах азербайджанских мужчин на протяжении прошедшего столетия.

Азербайджанец начала XX века

В сатирических рассказах Джалила Мамедкулизаде (22.02.1866 — 4.01.1932), описывавшего карабахских и иранских азербайджанцев, сквозит архаичность, косность, некоторая упадническая форма общества. В подавляющем большинстве у него азербайджанский мужчина начала 20-го века — это непременно малограмотный, забавный и задиристый тип человека, вынужденного постоянно метаться между проблемами этическими, национальными и экономическими. Из всего этого вырастает образ худощавого и наголо обритого малограмотного и пафосно разговаривающего Худаяр-бека, к месту и не к месту применяющего менторский тон в общении.

В отношении иных культур азербайджанский мужчина предреволюционной России изворотливо лицемерен и придавлен суровой действительностью. Неизменным остается один образ: это мужчина, на дух не переносящий никакого царизма, противник политических и экономических реформ, враждебно настроенный к иноверцам человек и деспотичный муж. Безусловно, Мамедкулизаде представил утрированный образ азербайджанца того периода, но обыгранные в его рассказах сцены и события точно могли повторять реальные случаи.

Азербайджанец советского периода

С приходом советской власти в Азербайджане тронулся локомотив реформ, с трудом сдвинувший с места архаичный состав предрассудков и предубеждений. Раскрепощенные азербайджанские девушки стали активнее проявлять себя в индустриальной отрасли, в образовательной сфере, а мужчина-азербайджанец обретает безупречно-джентльменский образ. Несмотря на то, что религиозность напоказ была чем-то неуместным в обществе советских трудящихся, негласный кодекс поведения мусульманина азербайджанский мужчина любого статуса уважал и соблюдал. Это наглядно видно уже из рассказов братьев Ибрагимбековых (Максуда и Рустама), ярко и безупречно точно описавших десятки образов азербайджанских мужчин советского периода 50-80-х годов СССР в своих произведениях.

Азербайджанец советского периода — это трудящийся, интернационалист, джентльмен с потаенным, с сокровенным чувством достоинства мусульманина в сердце и в сознании. Несмотря на эти фундаментальные, тщательно хранимые мысли из прошлых эпох, мужчина южной республики был тактичен, образован, терпим и лоялен к разным национальностям, конфессиям, убеждениям. Это стало причиной огромного количества смешанных браков, в которых религиозность носила чисто условный, формальный характер.

-2

Смешанные браки

В доме, где жили муж-азербайджанец с женой-армянкой, могли гореть свечи под образами святых в одной комнате, и лежать четки мусульманина — в другой. Острых противоречий не было потому, что некому было эти противоречия устранять.

На разных уровнях азербайджанский мужчина был приветлив, тактичен и обходителен с разными людьми, но в то же время он оставался мусульманином. Значительная часть общества все же старалась дистанцироваться от смешанных браков, и в тайном зловещем шепоте старушек-матерей и черноглазых сестер азербайджанцев всегда можно было разобрать неприязненные нотки по поводу выбора невестки иной национальности, иной веры. Это было, есть, и остается на самых разных уровнях в азербайджанском обществе, как неизбежность, как память предков и глубоко религиозных времен.

Современный азербайджанец

Современный азербайджанский мужчина многогранен. Это и шоумены с откровенно вызывающим типом поведения, и обычные темные люди с низкой культурой общения, и гениальные ученые, музыканты, композиторы, прочие классы интеллигенции. Есть свои религиозные фанатики, принципиально придерживающиеся архаичных убеждений, и есть далеко не убежденные мусульмане, ищущие себя в светской среде.

В большинстве случаев азербайджанский мужчина — это все тот же забавный герой рассказов Мамедкулизаде, рьяный поборник морали и консерватор с налетом воспитания и лоска - герой Ибрагимбековых, и немного современный раскрепощенный светский человек.

-3

Неизменно одно — где-то в глубине сознания он остается и будет оставаться мусульманином, азербайджанцем со своими представлениями о чести и морали, о которых время от времени он обязательно будет заявлять.

Намик Алиев, писатель

Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка".