Шведский производитель мебели Ikea зашел на индийский рынок. Сумеет ли ужиться шведский подход с индийским менталитетом?
Индийский рынок стал привлекателен для Ikea
Первый магазин Икея открылся сегодня в Хайдарабаде, городе на севере Индии. На волне промышленного развития, когда Запад переносил в Индию все вредные химические производства, поднялся и индийский «средний класс», который не прочь обставиться европейской мебелью. Теперь этот рынок становится привлекателен для европейских производителей (в отличие от России, где на протяжении 28 лет промышленность уничтожалась, а «средний класс» пытаются вырастить на разговорах о цифровизации).
Однако индийский рынок имеет множество национальных особенностей, связанных с уникальной историей страны.
Масштабный синий магазин занял площадь свыше 5 гектаров у шоссе с напряженным трафиком. Хайдерабад является центром высоких технологий, здесь расположены местные отделения Microsoft, Google и Facebook. Кому как не программистам, работающим на западные интернет-гиганты, быть клиентами Ikea? Однако таких огромных магазинов в Индии, стране, где еще существуют сельские базары и ярмарки, а в джунглях сражаются красные партизаны, еще не видали.
Уже один только размер комплекса привлекает любопытных, правда, не всегда платежеспособных жителей. Кто-то из индийцев слыхал об Ikea, а кто-то нет. Однако сформировавшийся в последнее время «средний класс» успел попутешествовать по миру и отлично знает этот бренд. Многих удивляло, почему Ikea не спешила заходить на индийский рынок, в то время как многие глобальные ритейлеры уже поспешили сделать это?
Ikea дождалась хороших времен
Генеральный директор Ikea Йеспер Бродин заявил, что «индийский рынок является мечтой» для его компании, однако руководство мебельного гиганта до последнего времени опасалось высоких рисков. Что же изменилось теперь?
Прежде всего, изменилось правительство и правительственный курс. Правительство премьер-министра Манмохана Сингха, повернулось наконец лицом к Западу, и задом к своему народу, удовлетворив ряд требований США и ЕС, в частности, допустив на территорию страны ритейлинговые бренды со 100% иностранных инвестиций. Это было важно для Ikea, которая не собиралась брать индийцев в долю.
Правительство Сингха рухнуло под давлением левых партий и волной общественного недовольства, но правовой коридор для иностранных компаний остался.
Другим важным фактором стало быстрое распространение интернет-торговли. Ikea делает большую ставку на продажу своих товаров в Индии онлайн, а комплекс в Хайдарабаде будет одновременно служить складом и логистическим центром. Интернет-продажи начнутся в 2019 году.
Воспримут ли индийские клиенты идеологию DIY?
Ikea готовила «индийское вторжение» с истинно шведской основательностью и терпением, потратив массу времени и сил для подготовки почвы и адаптации к местному рынку, прежде чем открыть первый магазин.
Например, существует такой нюанс: мебель Ikea продается и доставляется в разобранном виде, что позволяет экономить на сборке и доставке. Покупатель собирает мебель дома сам. Однако в Индии это не принято. Бедные стараются изготавливать себе мебель сами, а богатые считают зазорным для себя брать в руки отвертку или молоток: ведь для этого всегда есть масса бедных и умелых трудяг. Индия – одна из не многих стран, в которой не было революций, а значит, аристократическое чванство там не было истреблено.
Ikea еще предстоит потягаться со своими индийскими клиентами, чтобы привить им идею DIY (сделай сам). «Суть в том, что такой подход позволяет экономить деньги. Но мы не наивны, и готовы предложить на внешних рынках услуги по доставке и сборке», - заявил Бродин, которого цитирует BBC. При этом он отметил, что в Индии потребность в услугах по сборке, похоже, будет выше средней.
Ikea постаралась учесть и нюансы национального меню для расположенного на территории магазина ресторана, и покупательскую возможность населения. Воистину, Индия полна тайн и загадок и наврняка преподнесет Икее не один сюрприз.