Найти в Дзене
Бабр

Облкоммунэнерго: воры на выпасе?

История с банкротством ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (ОКЭ) неожиданно вызвала шквал писем в редакцию Бабра.

Почти во всех письмах, приходящих от председателей садоводческих товариществ (СНТ и ДНТ), история одна. И, как ни неприятно об этом говорить, но специалисты ОКЭ выглядят в этих письмах с очень нехорошей стороны.

Практически все описанные случаи относятся к 2017 году, когда региональное правительство поставило перед «Облкомммунэнерго» задачу финансового оздоровления. «Крайними» в истории стали именно садоводческие и дачные товарищества, у которых, как известно, почти у всех есть долги.

Отвлечемся на технические подробности. «Облкоммунэнерго» принадлежат электрические сети до забора энергоснабжаемого СНТ/ДНТ. Дальше сети принадлежат СНТ. В месте стыка зон ответственности стоит трансформатор, также принадлежащий СНТ. В трансформаторе должен стоять счетчик, который опечатывается специалистами ОКЭ и регулярно, раз в месяц, проверяется. По показаниям счетчика выписывается счет на оплату.

Почему у всех СНТ есть долги, понятно.

Часть жителей попросту не платит, часть ворует электроэнергию, к тому же в изношенных сетях СНТ происходят значительные, до 2-3%, потери. Вследствие этого внутри СНТ собственный тариф обычно выше, чем установленный тариф для поселений. Однако и в этом случае долг постоянно растет, так как имеет место серьезная юридическая проблема.

Если бы каждый дом в СНТ был на балансе ОКЭ (или другой сетевой компании), то все было бы гораздо проще. Счетчик в доме опечатывается сетевой компанией, владелец дома оплачивает потреблённое на ее же счет. Ворует домовладелец электроэнергию или нет — это уже проблема сетевой компании и ее риски.

Однако ни ОКЭ, ни какая-либо другая компания не хотят брать отдельные дачные дома на баланс. Во-первых, это приличный, что называется, «геморрой», так как между сетями компании и домом находятся изношенные сети СНТ. Которые, по всем правилам, надо менять на новые. Во-вторых, федеральный закон запрещает переподключать дом, который уже подключен к другим сетям.

Вследствие этого поиск тех, кто ворует электроэнергию, и прессинг тех, кто за нее не платит, ложится на председателя и правление СНТ. А у них нет никаких полномочий — они не имеют права отключить дом от электроэнергии, не могут войти в дом для проверки счетчика и подключения без согласия владельца, не могут потребовать вынести счетчик на уличный столб. В итоге происходит полный беспредел: недобросовестные домовладельцы годами не платят, воруют электричество, а долги СНТ растут как снежный ком.

Все эти проблемы СНТ сетевую компанию, конечно, не волнуют. Эти проблемы должны волновать муниципальные и региональные власти — но те их попросту игнорируют.

Но на этом дело не заканчивается. Возвращаемся к многочисленным историям 2017 года.

В какой-то момент председатель СНТ обнаруживает, что трансформатор вскрыт, а пломба со счетчика сорвана. Кто это сделал — в большинстве случаев неизвестно, но по каждому из садоводческих трактов Иркутского района это происходило примерно в течение одной недели. Напрашивается вывод, что какая-то команда ездила и целенаправленно срывала пломбы.

Более того — этих людей даже видели. И при наличии бдительных граждан, у которых всегда имеется телефон с фотокамерой, неудивительно, что имеются фотографии и автомобилей с номерами, и самих злоумышленников.

Что происходит дальше? Незамедлительно после происшествия в СНТ прибывают контролеры «Облкоммунэнерго». И заявляют, что так как им неизвестно, кто сорвал пломбу и как давно она была сорвана, то СНТ выписывают штраф, а сумму за пользование электроэнергией начисляют не по счетчику, а по так называемому «среднему тарифу». То есть сумму примерно втрое больше, чем за то, что было на счетчике.

К примеру, если СНТ по счетчику платит 100 тысяч в месяц, то теперь оно должно уже 300 тысяч, плюс где-то еще столько же в виде штрафа.

Чувствуете масштаб, размах и саму идею? Десять СНТ — шесть миллионов. Минимум. А то и десять-пятнадцать. Двадцать СНТ - двенадцать миллионов. А то и двадцать-тридцать. Зависит от количества проживающих. И такой фокус можно устраивать регулярно.

Это вам не мелочь по карманам тырить. В течение двух месяцев 2017 года сразу несколько десятков СНТ Иркутского района оказались по уши в долгах совершенно ни за что. Суммы долгов исчисляются сотнями тысяч рублей по каждому садоводству.

Естественно, далеко не все председатели СНТ безропотно подчинились такому беспределу. Некоторые вызвали на место происшествия полицию и даже прокуратуру. Но силовики развели руками — в самом деле, неизвестно, кто сорвал пломбы. А значит, во всем виновато СНТ. Ни одного (!) дела по всем этим фактам возбуждено не было.

Некоторые председатели ходили в суды. Суды встают на сторону сетевых компаний. А на СНТ ложатся еще и судебные расходы. К тому же на все суммы долгов «Облкоммунэнерго» начисляет недетские пени, из-за чего долги растут еще быстрее. Получается замкнутый круг, а СНТ становятся фактически банкротами. В самых богатых садоводствах жители скидываются для погашения долгов. В бедных — сидят без света и тепла. Потому что за большие долги «Облкоммунэнерго», не слишком задумываясь, отключает подачу электроэнергии. Хотя это и незаконно.

Мы не утверждаем, что пломбы в 2017 году сорвали специалисты именно «Облкоммунэнерго». Хотя сделанные фотографии говорят о другом. Но тут следует задать ещё и вопрос: а кому это было выгодно? Кто получил от всей этой операции совершенно незаконную прибыль?

Ответ, думается, однозначный.

Автор: Максим Бакулев