Найти тему
Нескучные финансы

Что такое кассовый разрыв

Оглавление

и как в него попадают
и как в него попадают

Бывает, что компания прибыльная, но вдруг у нее не хватает денег.

Такая ситуация называется «кассовый разрыв». Он появляется из-за того, что руководитель неправильно обращается с деньгами компании.

Статья не для новичков. Будет полезна тем, у кого уже более-менее бизнес: есть поставщики или сами что-то поставляете, даете клиентам отсрочки, и от этого появляется дебиторка. Если при всем при этом у вас бывают проблемы из-за нехватки денег — статья для вас.

В этот раз расскажем про то, что такое кассовый разрыв с примерами, в следующий — про то, как из него выбираться.

Есть еще и дефицит
Кассовый разрыв — это когда бизнес прибыльный, но директор неправильно распланировал будущие расходы и поступления, и компания временно осталась без денег. Такое можно разрулить.
Дефицит — это когда компания убыточная, но живет за счет денег клиентов и поставщиков. Долг постепенно копится, и если новые заказы прекратятся, бизнес станет банкротом. Дефицит — это уже настоящая беда.

В услугах ↓

Проект растянулся

Представим, что вы снимаете рекламные ролики. Пришел клиент и хочет сделать заказ на 5 роликов. Вы оцениваете работу в 250 тысяч. Клиент согласен работать и дать предоплату 30%, а оставшуюся сумму — после окончания проекта. На кону хорошая выручка, начинаем работать. На момент старта проекта на счету 150 тысяч рублей.

150 000 + предоплата 75 000 = 225 000 ₽. На эти деньги надо прожить до конца проекта
150 000 + предоплата 75 000 = 225 000 ₽. На эти деньги надо прожить до конца проекта

Пока вы снимаете ролики, приходит время выдать зарплату оператору и монтажеру 50 000 ₽ и заплатить за аренду офиса 30 000 ₽. Оставляете столько же на следующий месяц, а остальное забираете себе.

Через месяц, когда вы сделали 3 из 5 роликов, снова выдаете зарплаты и платите за офис. Всё, деньги кончились. Но это еще не кассовый разрыв.

До конца проекта чуть больше недели, на счету 0 ₽
До конца проекта чуть больше недели, на счету 0 ₽

Два последних ролика не нравятся клиенту, и он не хочет их принимать, просит переснять материал. Проект затягивается, а вам уже опять нужно выдавать зарплату и платить за аренду.

Вот это уже — кассовый разрыв.

Проект все еще не закончен, вы должны 80 000 ₽
Проект все еще не закончен, вы должны 80 000 ₽

Вы пьете успокоительное, уговариваете оператора и монтажера доделать работу, устраиваете для клиента супер-презентацию и сдаете последние ролики. Клиент выплачивает остаток.

Вы выдаете зарплату и платите за офис. На счету опять есть деньги.

Проект закончен, на счету 90 000 ₽
Проект закончен, на счету 90 000 ₽
Если у вас проектный бизнес — следите за сроками и берите оплату за короткие этапы. Фиксируйте окончание каждого этапа в договоре и строго следите за соблюдением дедлайнов. Проект длиной в 2 месяца может быть прибыльным, а в 4 — уже убыточным. Постоянные расходы на зарплаты и офис постепенно высосут из проекта всю прибыль.

На производстве ↓

Не рассчитали расходы

Теперь представим, что у вас типография. Пришел большой заказ на производство партии листовок на День города. Клиент просит отсрочку платежа на 30 дней после даты, когда вы сдадите заказ. Вы прикинули, что на складе достаточно материалов, а на счету есть 200 тысяч, и принялись за работу.

Через пару дней бухгалтер напоминает, что надо платить за обслуживание станков 100 000 ₽. Вы платите. Параллельно доделываете заказ и отправляете листовки клиенту. Начался отсчет 30 дней.

До оплаты 28 дней, на счету 100 000 ₽
До оплаты 28 дней, на счету 100 000 ₽

Через неделю приходит срок платить за материалы, которые поставщик прислал месяц назад. Отдаете 90 000 ₽ за бумагу, остается 10 000 ₽.

Еще через неделю по плану надо выдавать зарплату сотрудникам и платить за аренду склада, а вы гол как сокол. Сотрудников обделять нельзя, иначе штраф, поэтому вы занимаете у друга 30 000 ₽ и выдаете зарплату. Владельца склада уговариваете подождать.

В базовом курсе есть
два урока про оборотный капитал

До оплаты 2 недели, вы в минусе на 60 000 ₽
До оплаты 2 недели, вы в минусе на 60 000 ₽

Наконец, клиент платит, вы раздаете долги и празднуете. Владелец склада ворчит, что это был последний раз, друг шутит, что надо было взять проценты.

Несмотря на кассовый разрыв, остаток 340 000 ₽
Несмотря на кассовый разрыв, остаток 340 000 ₽
Чтобы избежать кассового разрыва, заведите платежный календарь — табличку, куда на месяц вперед запишите поступления и расходы, чтобы видеть, сколько денег будет каждый день в будущем.
В этом примере платежный календарь показал бы, что при такой отсрочке платежа клиенту, в течение двух недель мы останемся без денег. Тогда клиенту стоило дать отсрочку поменьше, а у своего поставщика попросить отсрочку побольше.

В торговле ↓

Незаметно выросли расходы

Представим интернет-магазин газовых котлов. Начинается отопительный сезон: у вас куча заявок, продаж и денег. За этими кучами вы не заметили, как стоимость клика в рекламе потихоньку выросла, и вы заплатили Яндексу не 200 тысяч, как планировали, а 500. Вас это не очень огорчило, деньги же есть. На радостях вы закупили товара на склад и два Айфона Х.

На счету 1 000 000 ₽, полет нормальный
На счету 1 000 000 ₽, полет нормальный

Заказы продолжают идти, мы продолжаем тратить деньги и платить Яндексу больше, чем планировали. Наконец, заканчивается сезон. Приток денег падает, начинаем расплачиваться с поставщиками, и хоп, деньги кончаются.

Сезон закончился, бизнес в минусе на 400 000 ₽
Сезон закончился, бизнес в минусе на 400 000 ₽

Мы попали в кассовый разрыв, потому что за два месяца потратили на рекламу на 600 тысяч больше, чем планировали. Вместо прибыли после сезона получили убыток.

Перед началом сезона продаж составьте бюджет. Это таблица, в которую вы занесете все будущие статьи расходов, чтобы во время сезона следить за их выполнением. В бюджете за каждым расходом закреплен свой ответственный. Если что-то пойдет не так, будет, с кого спросить.
Во время сезона держите руку на пульсе — раз в неделю сверяйтесь с бюджетом. Если расходов оказалось больше, чем запланировали, бейте тревогу и принимайте меры.
До конца сезона воздержитесь от незапланированных трат. Результат оценивайте не по количеству денег в кассе, а по росту или спаду чистой прибыли. Когда ажиотаж спадет, рассчитайтесь с поставщиками, выдайте зарплаты, спокойно посчитайте прибыль и распределите заработок между партнерами.

В общепите ↓

Списали больше чем обычно

У вас небольшое кафе. Чистыми зарабатывает 150 тысяч в месяц. На протяжении года каждый месяц вы списываете просроченных продуктов примерно на 60 тысяч — это заложено в бюджет. Себе вы платите каждый месяц 150 000 ₽ из прибыли, а повару и официантке — по 50 000 ₽ зарплаты.

-11

Модель расходов и доходов кафе

Представим, что вы, как обычно, в середине месяца взяли себе 150 тысяч, раздали зарплаты, а к концу месяца узнали, что вы в минусе на 60 тысяч. Чтобы выдать следующую зарплату сотрудникам, вы кладете в кассу из своих и начинаете разбираться.

Оказалось, что повар «насписывал» вдвое больше, чем обычно, а вы об этом узнали только в конце месяца.

-12

Списали больше, чем планировали, попали в кассовый разрыв минус 60 000 ₽

Просчитывая модель бизнеса, всегда оставляйте запас на случай, если сломается оборудование или сотрудники спишут товара больше, чем вы спланировали.

Следите за списаниями. Установите видеонаблюдение и назначьте ответственного, который раз в неделю будет проводить ревизию. Лучше добавить зарплату такому сотруднику, чем в конце месяца обнаружить долг.

В любом бизнесе ↓

Это классика, особенно для новичков. Набрали заказов, получили предоплат за работу, и давай покупать макбуки и айфоны. Настает время заплатить подрядчикам и поставщикам, а денег уже нет. А тут еще недовольный клиент требует возврата.

Долг копится и постепенно кассовый разрыв превращается в кассовый дефицит. Бизнес катится в долговую яму.

Если не хотите оказаться в кассовом разрыве

1. Заведите платежный календарь. Это такая табличка, куда вы запишете будущие поступления и расходы.

2. Берите столько предоплаты, сколько хватит до конца проекта. Учтите все расходы и непредвиденные риски.

3. Давайте клиентам такие отсрочки платежа, при которых у вас всегда будет хватать денег на выполнение обязательств перед поставщиками, сотрудниками и арендодателями.

4. Следите за сроками проекта. Когда сроки растягиваются, проект теряет в цене, а значит, уменьшается ваша прибыль.

5. Имейте про запас. Всегда должны быть деньги на случай, если что-то пойдет не так: сломается станок или сотрудник сгорит на работе.

6. Когда растут продажи, смотрите не на рост денег в кассе, а ведите учет обязательств и считайте чистую прибыль.

7. Покупайте себе Бентли не на пике хайпа сезонности, а после того, как посчитаете выручку, чистую прибыль, будущие расходы и оставите на развитие бизнеса. Не забудьте про налоги, кредиты и амортизацию.

Ваши дружелюбные соседи,
Бодрейший и Афанасьев

P. S. Вопросы задайте в зеленом чате.