Найти тему

Раннее развитие. Последствия для неокрепших родительских умов

На днях гуляла во дворе со своим младшим сыном. Рядом на горке каталась малышка 1,5-2 года под присмотром мамы.

Завязался разговор, конечно о детях. О ком ещё? Мама девочки, всплеснув руками, пожаловалась мне на дочь: «Совершенно не хочет учиться!»

Я оторопела, в глубине души надеясь, что она говорит о другом своём ребёнке. Нет, разговор шёл о её полуторагодовалой девочке. Она продолжала: «Даю ей кубики и показываю, как играть, а дочь отмахивается, злится и делает всё по-своему».

Может, с минуту я молчала.

Понимая, что та мама ждёт от меня какой-то поддержки, всё равно невпопад спросила: «А откуда вы знаете, что ваш способ играть с кубиками единственно верный?». Тут оторопела она.

Желание дать ребёнку самое лучшее похвально и оправдано. Я тоже была такой.

А сейчас я часто задаю я себе вопросы, и бывает, желание отпадает само:

1) актуальны ли мои знания?

2) нужны ли они?

3) не навредят ли знания здоровью моего ребёнка?

Когда в 1999 году на нас обрушилось «раннее развитие» («читать, раньше, чем ходить», «методика Глена Домана» и пр.), мы были беззащитны.

Каюсь, сама пыталась научить ребёнка чему-то из прочитанного. Но очень быстро мне стало скучно и лень.

И совсем не моя заслуга, что старшая дочь выучила буквы в год, а читать начала в 3.5 года. Это только упорство моего ребёнка. Она донимала меня и мужа кубиками с буквами, пока не выучила весь алфавит. Мы стонали (о, опять!), но пасовали под её напором. Сейчас с улыбкой вспоминаем: «тёдый нак» (твёрдый знак).

Примерно с 2.5 лет дочь пыталась складывать буквы в слоги. Занятие не из лёгких и для подготовленных умов. Но упорство города берёт – и она зачитала в 3.5 года.

Но бОльшим удивлением для меня стало другое. В 5.5 лет мы с подругой повели наших детей на занятия «Подготовка к школе»:

её не читающего и не пишущего сына и

мою дочь – бегло читающую и пишущую рассказы.

Через полгода занятий её сын только слегка отставал в технике чтения. Вот что стало для нас обоих открытием!

Нам было тяжело, прессинг общественного мнения работал в полную силу: «Уже год? До сих пор не знает цифр и букв?», «У нас занятия для деток с 8 месяцев, вы уже опоздали».

Сейчас иногда мамы сами себя загоняют в рамки, правда, возрастной порог отодвинулся: «Нам 4 года, надо срочно учить читать и считать. Скоро в школу - иначе не успеть».

Мой средний сын (благодаря которому я веду этот блог) не хотел ни читать, ни лепить, ни рисовать. В 6 лет перед школой техника чтения была - 8 слов в минуту, потому, что упёрто читал не "по слогам", а "по буквам". Что поделать, все мы разные.

Младшему 4.8. Он что-то там сам пытается читать. Открывает букварь, важно водит пальцем, а мне не разрешает с ним заниматься, говорит, что мешаю. :)

Один из моих способов коммуникации с детьми (пожалуй, самый любимый) – никогда не лезу, если они заняты и не отвлекаю. Ну, только в крайних случаях. Стараюсь шуршать тихо, как мышка, - наслаждаюсь кусочком свободы.

На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на проекте На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на проекте «Школа без школы».
За летние месяцы 2018 года (и, может, прихватим и сентябрь)
я хочу понять:
- сможет ли сын освоить "умение учиться" эффективно и без школы
- сколько при этом нужно сил и времени тратить работающей маме
- возможно ли выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели (теперь я знаю, это будет математика).