Сервиз “Мадонна” - культовая вещь для СССР. О нём мечтали, за ним давились в очередях, его перекупали с рук и тащили за тридевять земель из долгожданной командировки в ГДР. Кто его придумал и почему он был так популярен? Не ищите историю “Мадонны” в “Википедии”, её там нет. Она написана впервые автором этого канала специально для вас :-)
Что там изображено?
Начать придётся с этого, потому что при подготовке статьи я чего только не вычитала в Интернете. И “две голые бабы друг друга лапают”, и “за что мальчика хотят сжечь, уже и хворост заготовили?” Ну нельзя же так! Просвещаю: на “Мадонне” изображены две очень известные мифологические сцены.
Первая - “соблазнение нимфы Каллисто Юпитером” (латинское погоняло Зевса). Юпитера можно отличить по полумесяцу на лбу.
Нимфа была ну ооооочень осторожна на эти самые дела, и Юпитер принял вид богини Дианы, склонив Каллисто к ласкам... Но до конца действа он явно в женском теле не оставался, потому что через девять месяцев Каллисто как смогла - родила. Разразился скандал, в результате которого превращенная в медведицу нимфа с ребенком-медвежонком сбежали на небо и вуаля, превратились в созвездие Большой Медведицы.
Вторая сцена - “наказание Купидона” (он же Эрот и Амур). За что? Ну бога любви всегда есть за что :-) но в данном случает как раз за то, что способствовал соблазнению Каллисто. Видите, на предыдущей тарелочке он выглядывал из-за кустов? Небось и стрелу нимфе в сердце послал. За это Диана его связала и переламывает лук через колено. Диана - богиня-лучница и к тому же суровая девственница, ей можно.
Все эти картинки дизайнеры “Мадонны” не выдумали из головы, а взяли с картин швейцарской художницы Анжелики Кауфман.
Это была удивительная женщина, потому что в 21 год стать членом Флорентийской Академии художеств - для женщины и сегодня нечто особенное, а уж в конце XVIII века это была запредельная эмансипация.
Кауфман бывала в Петербурге, и её тут очень любили. Известный художник Гавриил Скородумов изготавливал гравюры по мотивам ее картин, Шубин использовал их при оформлении Мраморного зала Мраморного дворца, автор “Медного всадника” Фальконе коллекционировал её произведения. А Державин - то вообще написал Кауфман оду: “Живописица преславна! Кауфман! Подруга муз!”
Так что при всей эстетической спорности “Мадонны” как сервиза, рисунки эти - из коллекции мирового культурного наследия.
Кто и когда начал выпускать эту посуду?
На вопрос “кто?” ответить просто - фабрика Оскара Шлегельмильх, что в местечке Лангезее в Тюрингии. Это название известно многим из тех, кто распродает остатки “Мадонн” в интернете.
“Когда” - сложнее. На форумы антикваров то и дело приходят люди с просьбой оценить “Мадонну”, “которая хранилась в нашей семье с конца XIX века!” Или “которую дедушка привез после Победы из Берлина!”
Увы - все это мифы. На каждой фарфоровой плошке есть клеймо, и эти клейма каждый завод время от времени меняет, в том числе во избежание подделок. По клейму время изготовления можно определить абсолютно точно, ведь никому не придёт в голову лепить на старинную посуду новые клейма!
Тот значок Шлегельмильх, которым помечены сервизы наших бабушек, применялся на фабрике с 1953 года, когда она была национализирована, до 1972 года, когда ее закрыли. И сколько “Мадонн” на “Авито” и Ebay автор этого канала ни проверял - картина везде одинаковая.
Зато при желании можно найти “предшественников” Мадонны!
Вот чайная пара с Ebay, ее продают в Великобритании за 30 фунтов (около 2500 рублей). На донышке - довоенное клеймо, так называемый “улей” (1925-1932 года).
Как видите, очень похоже: тот же богатый барочный стиль, те же цвета, тоже мифологическая тематика.
А вот еще одна вещица Шлегельмильха, с редким клеймом 1946-1949 года, то есть послевоенным. Представьте: разрушенная войной Восточная Германия, стране нужны дешевые тарелки и чашки, денег на дорогие вещи ни у кого нет. Однако люди тянутся к прекрасному.
Неудивительно, что (как говорят) первые сервизы "Мадонна" немцы просто смели из магазинов и завалили партию и правительство просьбами выпускать таких побольше. И их выпускали в изобилии, в том числе другие фабрики. У вас дома вполне может оказаться “Мадонна” фабрики Kahla (это предприятие до сих пор работает, и успешно). Итак, время выпуска “Мадонн” - после 1953 года. Довоенных в природе не существует.
Почему она так называется?
На западных сайтах такие чайные пары идут без названия - “шапо, Шлегельмильх, хорошее состояние”. “Мадонна” - это наше, советское название. Видимо, для неискушенных советских граждан любые красивые и малоодетые тётеньки были “Мадоннами”. Ну как у Рафаэля. А что вы смеётесь, ведь до сих пор есть люди, которые считают, что на этих тарелочках “какие-то бабы друг друга лапают”.
Эти сервизы в самых разных вариациях делались в ГДР именно для советского рынка. “Мадонна” отражала мечту советского человека о чем-то неземном, ненашенском, заграничном. Из сегодняшнего дня перламутровая глазурь выглядит аляповато, но тогда это был образец роскоши. Кстати, вы замечали “Мадонну” в советских фильмах? Я лично нет. Думаю, это не случайно - она явно считалась признаком буржуазности.
“Мадонна” после СССР
В Германии “Мадонн” перестали выпускать в 1995 году. После развала СССР они просто никому не были нужны. Однако на выпуск сервизов с таким или похожим рисунком тут же переключились Чехия, Польша и вообще кто угодно. Деколь (переводная картинка на фарфоре) у них попроще, а цвета просто дикие. Легенда вышла в тираж и изжила себя.
Что делать, если вы являетесь обладателем бабушкиной “Мадонны”? Эта вещь никогда не станет антиквариатом, до Мейссена ей далеко. Но это очень хороший фарфор (если мы говорим о производстве ГДР) и вещь с историей. Найдите ей место на кухне за стеклом, чтобы была под рукой и почаще использовалась в ежедневной жизни. Совсем не обязательно громоздить на стол всех нимф сразу - подайте чай в белой чашечке, а для пирожного припасите блюдце от Шлегельмильх. И конечно, за чаепитием расскажите гостям про Анжелику Кауфман :-)