Что ж, киношники все никак не наиграются с Кингом, а я и рада. Талантливые режиссеры хорроров обращаются к неизъезженным /на фоне ужастиках о живых домах и кровожадных особях с мегаинтеллектами/ сюжетам Кинга, и снимают добротное страшненькое кино.
Но я бы хотела бы вспомнить о фильме, не вышедшем (надеюсь, пока) на экраны.
Как вы знаете, в экранизации Темной Башни, разбившей сердца фанатам короля ужасов, главного антагониста- Рендалла Флегга- сыграл Мэтью Макконахи, по мнению фанатов, прекрасно бы воплотивший образ самого Стрелка из Гилеада. Однако, примечательный факт: повлияло ли это на выбор актера в настоящем или нет, но в 2011м году Макконахи уже утверждали на роль Человека в черном в очередной экранизации другого произведения Кинга, изданного на три года раньше, чем "Стрелок".
Да, несмотря на то, что первый кирпичик в фундамент образа о черном человеке и преследующем его Стрелке, был заложен Кингом еще в 22х летнем возрасте (именно тогда Кинга начали обуревать эти образы), Рэндалл Флегг, как законченный персонаж, впервые появляется не в "Темной башне", а в постапокалиптичном романе "Противостояние", изданном в 1978м году. Любопытно, что по отношению к Рэндаллу в книге несколько раз применяется эпитет "чернокожий" и упоминаются его другие, "белые" воплощения. (Если вы подумали, что в "Темной башне" исполнителей главных ролей перепутали местами- вы не единственный.)
Роман, высоко оцененный критиками, получил множество литературных премий, в том числе престижную "Всемирную премию фантастики". Спустя 11 лет произведение переиздали по инициативе автора, который решил перенести события романа на десятилетие вперед, в связи с чем внес ряд поправок. Так же он добавил материал, исключенный в первом издании по совету редактора. Полный вариант "Противостояния" считается самой объемной работой Кинга и признан более глубокой, более правдоподобной, благодаря добавленным подробностям, версией.
В 1994 году на телевизионных экранах начал транслироваться снятый по роману мини-сериал, даже получившие неплохие отзывы и запустивший новую волну продаж самой книги, хотя мне этот продукт кинематографа показался довольно вялым.
Сюжет книги разворачивается стремительно: в первой же главе на военной базе происходит утечка вируса, который разрабатывался властями в качестве биологического оружия, и незначительное время правительству удается скрывать весь масштаб опасности новоявленного гриппа. Однако высокая вероятность заражения- более 98% и летальный исход в 100 % случаях заболевания, не позволяет долго утаивать шила в мешке. Грипп распространяется по материку с сумасшедшей скоростью и не щадит никого, кроме нескольких тысяч счастливчиков, обладающих природным иммунитетом, который не поддается исследованию.
Оставшиеся в живых люди со всех уголков страны интуитивно делятся на "хороших" и "плохих" и стягиваются в два противостоящих друг другу лагеря. Многие из них в буквальном смысле идут на зов своих вождей: повинуясь образам в своих сновидениях, "хорошие" собираются вокруг пожилой негритянки Абигайль, "плохие" идут в Вегас, где правит Флегг. Их противостояние так явно и так естествененно, что вопрос остается лишь за тем, кто, после нанесенного пандемией урона, окреп настолько, чтобы первым дать бой.
Несложно упрекнуть Кинга в отсутствии стилистической тонкости (что взять с мастера страшилок); в некоторых рецензиях критиков, пусть и единодушно одобряющих произведение, отмечается, что в повествование стоило бы добавить динамики, а многочисленность сюжетных линий в романе, напротив- снизить, но одного у Короля не отнять- он мастерски умеет рассказывать истории. И герои из под его пера выходят живые, настоящие.
Кинг вводит персонажей поочередно, их судьбы и характеры живописно раскрываются в контексте разразившейся катастрофы. Дьявольской красоты Надин с червоточиной в сердце, молодой поп-певец Ларри, ставший звездой незадолго до эпидемии, юный Ник с ограниченными физическими возможностями, но огромной волей к жизни и еще много-много других, кто становится близким, понятным, родным. И, наоборот- отталкивающим, пугающим или вызывающим жалость: в зависимости от стороны света, которую он выбрал.
Кинг представляет взору читателя захватывающую картину постапокалиптичного мира (один эпизод с туннелем Линкольна, усеянным трупами чего стоит), в которой волнительность дорожных историй переплетается с грандиозностью катастрофы.
История о гибели цивилизации создает прекрасную почву для рассуждений о вере и о релевантных моделях общества, построенных заново- на руинах. Вопросы религии в те годы, видимо, особенно волновали писателя: эта проблематика рьяно обыгрывается размышлениями героев, в каких ставится под сомнение если не существование Бога, то его любовь к человечеству. Однако, Кинг не дает ответов на эти вопросы, ибо он всегда говорил, что его дело- просто рассказывать истории. И это разумная и искренняя позиция: пусть лучше никаких ответов, чем плохие.
Есть еще две догмы классически заполняющие сюжетные скелеты его книг: союзничество и жертвенность. Героев Кинга обычно связывает не просто дружба, основанная на взаимной приязни: само провидение организовывает их встречу и возлагает на их альянс надежды в достижении высшей цели. Ка-тет, если пожелаете. И герои, несмотря на предчувствие безрадостного финала, от миссии, как правило, не отказываются. Кинг умеет рассказывать о поступках, наделяющих человека Величием, и что бы мы там не думали об истинных мотивах любого благородства- это действительно пронимает.
Если вы являетесь поклонником Кинга, смею предположить, что вы любите эту книгу. Если вы только начали знакомиться с его творчеством, можете смело начинать с нее- не прогадаете. А если уже знакомитесь, ни в коем случае не пропустите, ибо среди бестселлеров такого плодовитого автора действительно немудрено потеряться.
Очень хочется надеяться, что экранизация романа все таки состоится, и те, кто будут в ней участвовать с любовью отнесутся к каждому воссоздаваемому на экране эпизоду, поскольку "Противостояние"- возможно, лучшее из того, что писал когда-либо Кинг.