Так случилось, что Литва пришла к профессиональной музыке довольно поздно. В условиях царского гнета национальная культура развивалась чрезвычайно медленно. Но от тех времен мы получили бесценное наследие литовскую народную песню. Удивительно красивую. удивительно интересную, удивительно своеобразную. Эти песни, то грустные, то веселые, песни о труде и отдыхе, о любви и о родной природе, сопровождали литовца с колыбели до последней минуты жизни... Прекрасные мелодии рождались в фантазии народных умельцев, которые, разумеется, никакого понятия не имели об основных принципах музыки. Только сердце было их учителем. И тем не менее наши песни поражают стройностью ладовой системы, ритмическим разнообразием. А главное, литовский музыкальный фольклор по некоторым своим элементам не похож даже на творчество соседних народов. В первую очередь это касается особого вида старинных песен сутартине, строившихся по строгим и очень оригинальным законам.
Вот самобытность народною мелоса и привлекла внимание основоположников литовской музыки. В этом была своя закономерность. Наши талантливые композиторы профессиональную подготовку получали. как правило, в Петербурге или в Москве, где они впитывали замечательные традиции русской классической музыки. В опоре на интонации народной песни и проявилась плодотворная связь молодой литовской музыки с богатейшей культурой русской классической школы. По этому плодотворному пути шли основоположники нашего профессионального музыкального искусства.
Моему поколению довелось начинать творческую деятельность уже в новых, благодати ых условиях, и о прошлых трудных временах мы можем судить только по рассказам и воспоминаниям старших товарищей. Теперь, когда смотришь в прошлое с исторической дистанции, когда мысленно обозреваешь многолетнюю панораму, воочию убеждаешься, какой огромный скачок совершила лиговская советская муз ьп<а скачок количественный и качественный. Нам есть чем гордиться. У нас выросли яркие таланты, сложился золотой музыкальный фонд, который пополняется с каждым годом.
Не на пустом месте строим мы свой «музыкальный дом». Из поколения в поколение передается эстафета преемственности, эстафета национальных традиций. Литва перестала быть музыкальной провинцией. Наши композиторы не были в стороне от столбовой дороги искусства, от его передовых завоеваний в ХХ веке. Но отрадно, что при всех самых смелых поисках, в литовской музыке сохранялось и сохраняется национальное ядро. И я полагаю, что это наше главное достижение. Литовские композиторы высказываются с полной свободой, используют всевозможные приемы, но в их музыке всегда присутствует национальное начало, какое-то особое настроение, не оставляющее сомнений в «прописке» этой музыки.
Взять хотя бы самый что ни на есть современный Струнный квартет Фсликсаса Байораса. Как органично, естественно вплетается в эту своеобразную музыку интонация народной песни, даже маленькая цитата, вплетается, придавая произведению жизненную силу. Чувствуется, что автор твердо стоит на родной почве, и его музыка при всей сложности волнует сердца людей. и это, конечно, не единственный пример, Особенно радостно, что упомянутое качество характерно и для творчества нашей композиторской молодежи будущего литовской музыки. Так что и сегодня мы связаны с народной песней, она по-прежнему живет с нами.
За годы Советской власти в республике сложилась композиторская школа, своим становлением во многом обязанная деятельности таких замечательных педагогов, как А. Рачюнас, Ю. Юзелюнас, Э. Бальсис. Все музыкальные жанры в той или иной степени обогатились значительными произведениями. Нет, наверное, ничего удивительного и в том, что на одном этапе «лидирует» один жанр, на другом другой. В конце концов, Союз у нас в численном отношении не такой уж большой, хотя 55 композиторов для маленькой Литвы цифра достаточно внушительная. Вообще-то говоря‚ статистические данные в искусстве дело не особенно показательное. Здесь качество куда важнее количества. И тем не менее. До 1940 года в нашей симфонической «копилке» было всего шесть симфоний и два инструментальных концерта. Теперь число симфоний близится к сорока, & инструментальных концертов к пятидесяти. Цифры эти 13 данном случае достаточно красноречивы, чтобы утверждать, что литовский симфонизм развивается успешно. Композиторы, и в их числе много талантливой молодежи, смело обращаться к актуальным темам современности, ищут и часто находят интересные выразительные средства. Мы рады, что на молодежном пленуме в Москве высокую оценку получила, например, симфония «Rex» Юргиса Юозапайтиса.
Упорно и много работают литовские композиторы в оперном жанре. Развивается он у нас, я бы сказал, волнообразно. Вершины этих волн яркие страницы нашей музыкальной жизни. Тут прежде всего надо вспомнить первую литовскую советскую оперу «Марита» Антанаса Рачюнаса. В опере Витаутаса Кловы «Пиленай» яркое и интересное воплощение получила историческая тема борьбы литовского народа с крестоносцами. «Утопленница» Витолиса Баумиласа, «Даля» Балиса Дварионаса, «Вайва», «Дочь» и «Два меча» В. Кловы, «Город солнца» А. Рачюнаса готовили кульминацию новой волны, которая оказалась связанной с произведениями, поставленными к 50-летию Великого Октября и получившими всесоюзный резонанс. Это в первую очередь опера Витаутаса Палтановичюса «На распутье». Свою лепту в развитие жанра внесла и опера Витаутаса Баркаускаса «Легенда о любви». Наши композиторы и сейчас работают над новыми оперными партитурами, что позволяет надеяться на новый подъем жанра Вехами на пути развития литовского балета стал “На 69 регу моря” Юлюса Юзелюнаса. “Аудроне” Юозаса Индры, “Угасающий крест” и “Страсти” А. Рекашюса, а также балет “Эгле-королева ужей” Эдуардаса Валенса, который был возобновлен на сцене нового театра в Вильнюсе. Появился ряд интересных оперетт, написанных Б. Горбульскисом.
Чрезвычайно интенсивно развивают камерные инструментальные жанры, где с особенной силой раскрывается творческий потенциал литовских композиторов. В этой области мы располагаем множеством произведений завоевавших широкое признание. Здесь есть своя закономерность. Литва сейчас имеет камерных исполнителей различных профилей самого высокого класса. Сотрудничество композиторов с квартетами, с камерным оркестром под руководством Саулоса Сондецкиса приносит великолепные плоды.
Если с камерной музыкой мы можем смело выйти и выходим на всесоюзную арену, то о литовской песне, к сожалению, этого сказать нельзя. Хотя и здесь есть определенные достижения, композиторы наши иногда идут на поводу у нетребовательной части аудитории, используют избитые, примитивные мелодические обороты. Задача борьбы с шаблоном, трафаретностью, которые порой царят на песенной эстраде, у нас не менее актуальна, чем в других республиках. На мой взгляд, и в области хорового искусства мы могли бы добиться более заметных результатов. У нас есть и талантливые произведения (можно, например, вспомнить Семь хоровых баллад Альгиса Бражинскаса), и неплохие коллективы. Но богатейшие традиции литовского хорового пения заставляют быть особенно требовательным к накоплениям в этом демократическом жанре. Тут отличный пример дает братская Эстония.
Я говорил не только о наших несомненных достижениях, но и о нерешенных проблемах. И по-моему, это вполне уместно сегодня, когда мы идем навстречу великому празднику 60-летию Октября. Стало доброй традицией в эти торжественные дни оглядываться на пройдены ый путь, радоваться успехам, намечать новые рубежи. Новые творческие рубежи предстоит завоевать и литовским композиторам.