По расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), рост производства мороженой рыбы в 2010-2016 гг. составил 0,3 млн т, а перевозки на железной дороге сократились на 0,14 млн т, в первую очередь, из-за ухода части груза на автомобильный транспорт. Подробнее о ситуации и мерах по привлечению частных инвестиций в отрасль - в экспертном мнении ИПЕМ на основе доклада замгендиректора Института Владимира Савчука, представленного 26 июля 2018 года на семинаре журнала «РЖД-Партнер» на тему «Как выиграть на рынке рефперевозок в условиях нормативных изменений и дефицита парка?».
Для перевозки скоропортящихся грузов, в том числе свежемороженой рыбы, на железной дороге используются несколько видов специализированного парка, в том числе рефсекции и рефконтейнеры. Преимуществами рефконтейнеров являются возможность использования в мультимодальных перевозках, простота операций погрузки/выгрузки и возможность перевозить небольшие объемы грузов. Преимуществами рефсекций выступают большая грузоподъемность и автономность.
«Если говорить о будущем рефрижераторного парка, то я бы хотел поднять вопрос: какая технология выгоднее с точки зрения работы железнодорожного транспорта - перевозка свежемороженой рыбы рефсекциями или рефконтейнерами?, - отметил Владимир Савчук. - Например, если рефрижераторный поезд состоит из рефсекций, то он везет на 22% больше рыбопродукции, чем поезд, состоящий из сцепов с рефконтейнерами, а разница в тарифной выручке составляет также около 25% в пользу рефсекций. При этом нужно учитывать пропускные возможности инфраструктуры ОАО «РЖД».
Основные тезисы выступления:
- За последние 5 лет рефрижераторный парк сократился в 2-2,2 раза и продолжает сокращаться. На данный момент отсутствует системный подход к развитию рефрижераторного парка.
- Железнодорожный транспорт на коротких и средних расстояниях перевозок рыбопродукции проигрывает конкуренцию альтернативным видам транспорта, в первую очередь, автомобильному.
- Для привлечения частных инвестиций необходимо установить долгосрочные правила функционирования и регулирования на рынке рефперевозок, так как он характеризуется высокими требованиями к капитальным затратам, длинными сроками окупаемости и высокими операционными затратами.
- При формировании тарифной политики, в том числе при утверждении тарифных скидок, необходимо учитывать совокупные финансово-экономические эффекты не только для владельцев подвижного состава, эффективности использования дорогостоящей инфраструктуры, но и для экономики в целом.
Дополнительно:
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!
Также по теме:
- Погрузка на сети РЖД в июне: экспорт обеспечивает рекордный рост, А. Слободяник, 4 июля, 2018
- Причины переключения грузов с железнодорожного транспорта, А. Слободяник, РБК, 30 мая, 2018
- Взаимодействие железной дороги и портов: взгляд отрасли, 29 марта, 2018