Октябрьская революция привела к власти партию большевиков, которые желали построения коммунистического общества и почти сразу же приступили к реализации этого глобального проекта. Поначалу все шло довольно неплохо: власть Советов во многих местах встречала одобрение, а сами большевики принимали популярные в народе декреты и двигались в демократическом направлении. Однако закончилось все это ... "красным террором".
Первые месяцы советской власти были по-настоящему демократическими: была отменена частная собственность, вся земля была отдана в пользование крестьянам, запрещалось использование наемной силы, рабочие получили в свои руки управление фабриками и заводами. Был введен восьмичасовой рабочий день, детский труд был запрещен. Большевики отказывались от уплаты всех старых долгов империи и временного правительства. Советское правительство в первые же дни обратилось к воюющим странам (тогда шла Первая мировая война) с предложением остановить военные действия и перейти к переговорам. Также большевики отменили смертную казнь. Важным шагом стало принятие "Декларации прав народов России", по которой все народности бывшей империи имели право на самоопределение, суверенитет и создание собственного государства. Так, в декабре 1917 года Финляндия, долгое время желавшая независимости, наконец-то её получила.
Однако далеко не все было так положительно, как кажется на первый взгляд. В стране наступил режим диктатуры одной партии, которая заняла места и в правительстве, и в парламенте. Почти сразу после революции были запрещены все оппозиционные большевикам газеты. В ноябре партия кадетов, совершившая Февральскую революцию, была объявлена вне закона. Вместо старых судов стали создаваться революционные трибуналы и народные суды, решения которых далеко не всегда были правомерными. Был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который, казалось бы, имел положительный окрас, однако он лишал религиозные организации многих прав, например, на имущество.
А как же в это время жили обычные люди? Крестьяне, рабочие, солдаты, матросы наслаждались плодами революции и той свободой, которая внезапно на них свалилась. Крестьяне наконец-то получили землю, солдаты и матросы перестали воевать, а рабочие добились управления производствами. Но были и пострадавшие от Октябрьского переворота -т.н. "эксплуататорские классы", в которые входили, например, бывшие владельцы предприятий, помещики, священники, дворяне, царские офицеры и чиновники, оказавшиеся бесправными в своей собственной стране. В обществе царила свобода, шедшая рука об руку с анархией. Очень хорошо ситуацию рисует воспоминание Маяковского:
"Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: "Нравится?" - "Хорошо", - сказал Блок, а потом прибавил: "У меня в деревне библиотеку сожгли". Вот это "хорошо" и это "библиотеку сожгли" было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме "Двенадцать". ... Поэмой зачитывались белые, забыв, что "хорошо", поэмой зачитывались красные, забыв проклятие тому, что "библиотека сгорела".
А вот что вспоминал об этих днях соратник Ленина, Владимир Бонч-Бруевич:
"Понемногу выяснилось, что матросы-анархисты решили, никого не спросясь, арестовывать на улицах не понравившихся им граждан, производить обыски и брать выкупы, что сейчас они арестовали трех офицеров, держат их в "курятнике", где они почти окоченели, и что ночью, без всякого суда и следствия, они хотят этих офицеров расстрелять лишь потому, что они офицеры".
Он же описывал в своих мемуарах трагический случай, связанный с исполнявшим в ноябре-декабре 1917 года обязанности верховного главнокомандующего генералом Н. Духониным. 9 ноября его по телефону вызвал Ленин, потребовав немедленно вступить в мирные переговоры с немцами. Духонин отказался, заявив, что такие переговоры может вести только центральное правительство, но не командующий армией. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего прапорщика Крыленко. Сам Духонин был объявлен "врагом народа". 20 ноября его арестовал прибывший в Могилев Крыленко и забрал в свой вагон, вокруг которого собралась толпа революционных солдат и матросов, требующая выдать Духонина. Крыленко попытался спасти его от них, но его уже не слушали. Царский генерал погиб от рук разъярённых матросов.
Для обуздания критической ситуации в стране в декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая устанавливала порядок, но иногда также поощряла борьбу с "врагами революции". К примеру, чекисты не предотвратили и не собирались предотвращать расправу над лидерами кадетов Шингаревым и Кокошкиным в январе 1918 года, совершенную революционными матросами. Буквально через день, с подачи большевистского правительства, был разогнан первый всенародно избранный российский парламент - Учредительное собрание. Политика российской власти все дальше и дальше отходила от идеалов демократии.
На политику большевиков серьезным образом повлияла Гражданская война, зарождавшаяся в стране, а также наступление немцев. В феврале 1918 года был издан декрет "Социалистическое отечество в опасности!", который призывал защищать достижения революции от врагов, уничтожать продовольствие, которое могло бы им достаться, объявлял мобилизацию рабочих и крестьян для борьбы с контрреволюционерами и немцами и, как ни странно, легализовывал массовые расстрелы противников большевиков без суда и следствия. Написанный по адресу немцев декрет был задействован и по отношению к внутренним "врагам" (пункт 8).
В июле 1918 года была принята Конституция Советской России, провозглашавшая диктатуру пролетариата и классовое деление общества. "Эксплуататорские классы" лишались избирательных и иных прав: впоследствии бывших чиновников, дворян, офицеров и т.д. называли "лишенцами".
Далее ситуация усугубилась и диктатура большевиков только усилилась (стоит прочесть телеграммы Ленина за август 1918 года).
Начавшие в духе свободы, равноправия и демократии, большевики к августу 1918 года усилили разделение общества, настроили против себя огромное количество людей и даже тех, кто до этого их поддерживал, например, крестьян. Это и многое другое привело страну к кризису и гражданской войне, а также показало, что большевики для достижения своих целей используют не только пряник, но и кнут.