(1987, США)
(Всё написанное ниже основано исключительно на сюжете фильма и не имеет отношения к реальной американской истории).
Автор популярного афоризма о том, что якобы добрым словом и пулемётом можно достичь гораздо большего, чем одним добрым словом, был в эпоху «Сухого закона» в Чикаго ну очень крут. Звали его, как вы помните, Аль Капоне и его теневая бизнес-империя в те лихие годы разрослась настолько, что это стало вызывать шумиху по всей стране и серьезно портить криминальную статистику. Как по обычным преступлениям, так и по тем, что были связаны с коррупцией во всех эшелонах власти. Включая сюда, естественно, и полицию. Неизвестно, почему Аль Капоне не подкупил в итоге и службу статистики, чтобы она транслировала одни лишь приятные для всех данные. Но вот не подкупил, хотя, вероятно, это могло бы избавить его от дальнейших проблем. Ну а так очередные статистические отчёты ушли наверх и были они настолько неутешительными, что в Вашингтоне хлопнули сгоряча этой папкой по столу и решили: всё, баста, надо срочно формировать анти-капоневский спецназ! Такой, который будет подчинен лишь строго доверенным людям в Белом доме и больше никому. И который зароет - в фигуральном смысле слова, естественно, - обнаглевшего мафиози, какими бы колоссальными взятками тот не отстреливался.
Точнее говоря, термин «спецназ» тогда еще не изобрели, и потому рекрутированный на эту войну агент Министерства финансов Элиот Несс всего лишь скромно добавил к своей должности приставку «спец». Увы, волшебное слово ему не помогло. Вскорости коррупция просочилась и в его подразделение, после чего все планы Несса стали доходить до Капоне едва ли не в тот же день, как он их придумывал. «Продают батьку, суки!» - огорченно думал Элиот, глядя в хитро бегающие глазки своих подчиненных, но ничего не мог с ними поделать. Сколько он ни читал им по методичкам лекции о высоких моральных устоях спецагентов Министерства финансов, те лишь похихикивали за спиной босса в кулак и продолжали сливать мафии всю информацию, за какую только им платили.
И вот, когда Элиоту осточертело ходить в вечных лузерах, он скрипнул мозгами и изобрел свой гениальный антикоррупционный метод: пошел и самолично набрал себе группу Особо Неподкупных Агентов. Тех, которые почему-то были не падки на легкие деньги и даже - страшно сказать! - не бухали, свято чтя «Сухой закон». И свершилось чудо! Этой маленькой команде супермутантов удалось сделать то, на что были неспособны остальные. Стратегическая информация прекратила уплывать налево, рейды по злачным местам стали результативными, Капоне начал терять одну партию бутлегерского пойла за другой, после чего страшно обиделся и объявил Элиоту и его команде ответную войну. И не на словах, а на деле. Ради чего всем живущим на одну зарплату трезвенникам Несса пришлось срочно перейти на осадное положение. И выдумывать более изощренные способы, как схватить гангстера за кадык, чтобы он уже ни в жизнь не выкрутился...
Финал сей истории известен столь же широко, как и процитированное в начале аль-капоневское изречение. Но лучше я все-таки сохраню кое-какую интригу и не буду рассказывать, чем закончилось это кино.
Скажу лишь то, что несмотря на свою незамысловатость и даже наивность оно стало второй после «Лица со шрамом» (1983) знаменитой гангстерской лентой Брайана Де Пальмы. Причем "Неприкасаемые", снятые по лекалам едва ли не довоенных вестернов с их театральными героями в черных и белых шляпах, уже в 80-е выглядели довольно-таки архаично. Однако, несмотря на это, их никогда не надоедает пересматривать, так как фильм утыкан теми же фирменными де-пальмовскими «крючками», благодаря которым накрепко цепляет сегодняшнего зрителя и «Лицо со шрамом».
Причем крючки эти элементарны: продуманный до каждого штриха, глазоприятно-визуальный стиль (одни здешние костюмы от Армани чего стоят!); четко выверенная, без пробуксовок, динамика повествования; шикарно поставленные боевые сцены (еще не Джон Ву, но где-то рядом); и, разумеется, актерский ансамбль, грамотно подобранный по формуле "3 суперзвезды + талантливая молодежь". И ведь по большому счету Де Пальма не изобрел ничего нового. Он просто взял и замариновал все эти классические ингредиенты своим художественным соусом, а затем тщательно прожарил их до такой степени, чтобы они не протухли даже спустя 30 с лишним лет.
***
В общем, как мы знаем еще со школьной скамьи: есть мировая литературная классика, скучная до изжоги (не будем ее тут называть), а есть классика, захватывающая и читаемая уже не из под палки, вроде книг Марка Твена, Артура Конан Дойла или Рафаэля Сабатини. Так вот, в кино ситуация абсолютно та же самая. И «Неприкасаемые» принадлежат именно ко второй категории классики. Той, на которую не молятся высоколобые знатоки кино, а которую просто приятно сесть и пересмотреть под настроение, не перегружая мозги излишней работой. По крайней мере для этого фильма Де Пальмы они нужны в гораздо меньшей степени, чем для понимания его же «Роковой женщины» или «Глаз змеи».