Найти тему
Алый Цвет

Первый день оставшейся жизни (Le premier jour du reste de ta vie)

Мысли об изобретении машины времени не дают людям покоя. Но так как среди людей достаточно невелик процент физиков, они ищут способы перемещаться во времени в доступных их пониманию сферах. Что может стать машиной времени для человека, который хочет вернуть прошлое: пластическая операция? комната, заставленная вещами, которые тщательно выбирала давно умершая любовь его жизни? а может быть, это дневник, в который он (она) пишет лишь в самые важные для него (нее) моменты, когда эмоции переполняют, но некому поведать об этих эмоциях? Или музыка? та музыка, которая значит для него больше, чем все символы в поэзии Верлена и Рембо вместе взятые..

-2


Проблема этих импровизированных машин времени в том, что они заставляют наше личное время, наши собственные остатки жизни неуклонно пересекаться и связываться с чужими остатками жизней, и из-за этого сложно понять границы, сложно осознать, где и когда твоя жизнь перестает быть только твоей.

Фильм Реми Безансона несмотря на свою легкость схож по идейной направленности с романами модерниста начала прошлого века Марселя Пруста. И дело тут не только в тематике времени и его быстротечности, этого, конечно, для схожести с великим Марселем было бы мало. Важно, что Безансон, как и Пруст, показывает связанность течения жизни с неуклонностью смерти. Героям ни на секунду не удается забыть о том, что жизнь конечна: в каждом из 5 эпизодов кто-то умирает: либо пес, либо дедушка, либо девочка Флёр, на смену которой приходит Флёр новая. Также вслед за Прустом Безансон развивает идею ассоциативности и нелинейности времени. Как герой «Поисков утраченного времени» оказывается в детстве, окуная пирожное мадлен в липовый чай или наблюдая за розовыми маргаритками, так и герои фильма перемещаются в своей жизни благодаря ощущениям, вызванным теми самыми «машинами времени».

-3


Но поисками и попыткой обрести время фильм не исчерпывается, и семейная мелодрама остается семейной мелодрамой, преисполненной любви, традиционных психологических проблем, будь то попытки найти себя; уход в эскапизм, чтобы сталкиваться с реальностью как можно меньше; и классических проблем отцов и детей, измен, нравственных метаний и пр.

Особняком стоит история практически «последнего романтика», Рафа, героя Гренодена. Любовь, порожденная мимолетной встречей и засевшая в нем на долгие годы, показана мельком и на фоне более значимых событий в жизни героев и казалось бы более важных душевных исканий. Но она так прекрасна с одной, чисто эстетской стороны, и также работает и на основную идею фильма — нелинейности времени. Что значит 6 (или 7) лет, когда ты включаешь пластинку и вновь оказываешься за кулисами в том клубе и вновь (наверно, в миллионный раз) нечаянно выпускаешь из рук листок с номером телефона.

-4


По саундтреку и манере съемки, а также вероятно из-за присутствия Деборы Франсуа, фильм напомнил невероятные по красоте кадра работы режиссера Алексиса Дос Сантоса. Но Сантос больше созерцает, не занимаясь поисками смысла в увиденной Красоте, Безансон же в картинки вкладывает смыслы, и даже если порой они из-за этого теряют свою мимолетную элегантность, фильм в итоге только выигрывает. Ну а многочисленные отсылки к другим подобным историям (особенно заключительная с воздухом из подушки Роберта) делают «Первый день оставшейся жизни» очередным прекрасным примером нетленного французского кино-постмодернизма.