Николас Вендинг Рефн — определенно режиссёр со стилем. Он уже успел продемонстрировать свой Нео-нуар и получит признание как в узких, так и в широких кругах. И вроде бы Вальхалла Райзинг капитально отличается от последующих работ режиссёра, типо Драйва или Только Бог прощает. Но это далеко не так.
Вальхалла Райзинг, или же просто Вальгалла — фильм, который обманывает зрителя своим постером и синопсисом. Неподготовленный зритель, который бездумно наткнулся на «фильм про викингов», скорее всего будет ожидать чего-то типо сериала Викинги. И какого же будет его удивление когда он получит полтора часа давящего аутирования. Фильм рассказывает об одноглазом воине, который присоединяется к группе христиан, которые хотят отправиться в Иерусалим и «освободить Святую Землю». И, в общем, это все что можно сказать поверхностно про сюжет этого фильма.
Вообще, смотря фильм, я провёл наверное самую неочевидную аналогию. Мне где-то ближе к середине все действо начало напоминать Космическую Одиссею 2001 Кубрика. Неторопливый, малословный и тягучий фильм с тонной медленных визуальных планов окружения и героев. И все это под бесконечный давящий саундтрек. Я дошёл до этой аналогии когда в фильме появились звуки а-ля звуки на фоне Монолита из Одиссеи. Разница в том, что если такая подача в Одессии — это бесконечная метафоризация и демонстрация технологий, то у Рефна это стиль. Фильмы Рефна, они как картины в движении. В них нет содержания как такового, есть лишь визуализация. Поэтому если вы собираетесь смотреть этот фильм, то вам надо понимать кто такой Рефн и что он снимает.
Стиль как всегда прекрасен. Завораживающие виды и прекрасные операторские решения, и все это под прекрасный давящий саундтрек. Но, собственно как и всегда, за стилем скрывается самое главное — пустота. Это проблема всех фильмов Вендинга Рефна. Если оторваться от аутичности фильма, спуститься на землю и вдумываться, то мы под обёрткой арт-хаусной загадочности получаем фарсовый претенциозный сумбур. И как бы не хотелось закрывать на это глаза в угоду визуализации, это часто становится главным подводным камнем, погубившем в будущем фильм Только Бог прощает. Рефн, играя так со своим стилем, по сути всегда надеется на удачу. Ибо трудно обьяснить почему Драйв хороший фильм, а Только Бог прощает нет. Тут, к счастью, мне показалось что удача оказалась на стороне Рефна, и стиль с визуализацией обыгрывают пустоту фильма.
Но наверное вопрос. «Как же там Миккельсен???». Тут много не скажешь. Герои Рефна обычно всегда молчаливы. Но если Гослинг хоть какие то признаки наличия речевых способностей подавал, то герой Миккельсена молчит весь фильм. И тут трудно судить об актёрской игре, хотя определённо заслуга тут есть. Как Мадса, так и Рефна.
В итоге хочется сказать, что к фильмы Вендинга Рефна надо смотреть правильно. Это эстетический рай, где из фильма в фильм переходит гениальный стиль режиссёра. Ни в коем случае нельзя бездумно садиться смотреть его фильмы, ибо рискуете вообще ничего не оценить. И Вальхалла Райзинг не исключение. Лучше начать с Драйва.
Вальхалла Райзинг — стильное и эстетическое кино, пустое, но прекрасное. Если вы ищете чего-то умного, то вам не сюда. Такое кино надо смотреть когда хочешь в Эрмитаж, но идти лень. Если начать задумываться, то немудрено залипнуть и уснуть. Это атиунчый рай, смешанный с насилием и давящей атмосферой. Я не буду советовать этот фильм всем. Но если вы готовы к такому, то милости просим. Такой фильм не оставит вас равнодушным.