Авантюристы - соль земли. Без них не было бы многих замечательных вещей, в том числе европейского фарфора. Рассказываю полную обманов и прочих пакостей историю его создания.
Вплоть до конца XVII века фарфор в Европе был только привозным, китайским. Стоил он дороже нынешних бриллиантов. Настолько дорого, что фарфоровые черепки обрамляли в золото вместо драгоценных камней. Настолько дорого, что португальцы с риском для жизни вывезли в Европу из Китая кусочек каолина - операция, сопоставимая с контрабандой радиоактивного вещества. И ничего не добились: мало получить материал, надо было знать, как его обжигать, при какой температуре...
И вот в 1694 году курфюрстом Саксонии становится Август II, младший сын покойного правителя Иоанна Георга. Вообще, прав на престол он имел. Но его старший брат, тоже Иоанн Георг, как-то очень удачно на венецианском карнавале заразился оспой и умер. Представьте себе, и завещания не оставил! Пришлось садиться на трон следующему сыну.
Но что такое курфюршество? Одно название, что престол. Нищих правителей крохотных княжество в раздербаненной Священной Римской Империи было хоть отбавляй. А у Августа амбиции! Он двор держит на манер Короля-Солнце Людовика XIV - это стоит денег. Он претендует аж на польский престол, даже принял ради этого католицизм и, говорят, отправил в мир иной французского претендента, принца Франка Луиса. Но польское наследство в тот момент оспаривали Пётр I и Карл ХII. Вот там - Большая Игра, и голодранца курфюрста в нее всерьёз не принимали.
Август ищет, где бы раздобыть лёгких денег. Его внимание привлек немецкий фальшивомонетчик (!) Бёттгер. Можно не сомневаться, что его продукцию курфюрст изучил и остался недоволен: на фальшивых монетах польскую корону не добыть. Но Бёттгер был не лыком шит - он распустил слух о том, что ищет способ превращать всякую дрянь в золото посредством философского камня. И вот-вот найдет! В доказательство он при свидетелях осуществлял золочение серебряных монет. Невежественные зрители принимали это за “трансмутации” и щедро инвестировали в алхимика.
На пороге просвещенного XVIII века за такие разговорчики на костёр инквизиции уже не тащат, но... в эту чушь ещё верят. Август поверил. Как человек циничный и практичный, он решает, что колдовское золото для его целей отлично подходит. И даёт Бёттгеру что-то вроде госсзаказа на научно-технические исследования. За счёт казны.
Авантюрист, разумеется, деньги промотал, но никакой мусор в золото так и не превратил. И в 1701 году его за это арестовали. Но не для того, чтобы наказать, а чтобы заставить наконец работать! Август не сомневался, что Бёттгер может наколдовать золота, если не будет лениться. То есть это была не столько тюрьма, сколько "шарашка" типа советских: работай за еду. Но самолет или ракету в "шарашке" сделать можно, а золото из ничего -- ну, никак.
К счастью, у Августа при дворе случился некто фон Чирхаус, математик и геолог, искавший способ производства фарфора. Как благородному мужу пришло в голову, что “пятый элемент” для рецепта можно найти с помощью плута Бёттера? Но он втянул его в работу. А незамутненному курфюрсту объяснил, что если найти способ получения фарфора, то это принесет гораздо больше денег, чем банальное золото.
В 1705 году товарищи получили "красный яшмовый фарфор" - эта штука на вид была еще глиной, но уже звенела, как фарфоровая, и выдерживала высокие температуры. Вдохновленный Август привлек к работам Горную академию из Фрайберга, оборудовал лабораторию на Эльбе.
В этой-то лаборатории 15 января 1708 года и были получены первые пластины настоящего европейского фарфора. Для их производства использовали саксонскую глину - каолин - и обжиг в течение 12 часов. По легенде, идея добавить каолин пришла Бёттгеру в голову случайно: он заметил, что пудра на его парике сваливается в жирные комочки. Оказалось, что мошенник цирюльник (все они там одним миром мазаны) использовал вместо настоящей пудры измельченную белую глину. Её-то и попробовали в деле.
К сожалению, настоящий вдохновитель всего этого фарфорового дела, фон Чирхаус, умер в октябре того же года, поэтому все лавры "изобретателя фарфора" досталась жулику Бёттгеру. Умел человек себя презентовать. Правда, надо отдать ему должное - состав глазури он придумал уже сам, без фон Чирхауса. В январе в пустом мейсенском замке Альбертсбрехт заложили первую европейскую фарфоровую мануфактуру - будущую знаменитую Мейсенскую. И на Пасху того же года первые европейские фарфоровые изделия пустили в продажу на ярмарке в Лейпциге.
Вывод из это ситуации простой - умей себя подать и в любой непонятной ситуации обещай начальству превратить провальный годовой отчет в золото, а там вывози, кривая.
Бёттгера выпустили из шарашки только в 1714-ом году. И все равно до смерти установили за ним слежку - чтобы не продал драгоценный секрет фарфора конкурентам (что гражданин жулик, конечно, пытался сделать).
Остаётся еще добавить, что интриги Августа успехом не увенчались, польский трон ему не достался, а по смерти он оставил экономику Саксонии в совершенно разваленном состоянии. Правнука Августа Наполеон провозгласит королем Саксонии, тем самым повысив статус этого государственного образования. Но лишь для того, чтобы потом королевство влилось в состав Пруссии. И фарфор не помог. Но за само изобретение, конечно, спасибо от благодарных потомков :-)