Памятник Аршалуйс Ханжиян открыли в Горячем Ключе (Краснодарский край) три года назад.
В годы Великой Отечественной войны, когда шли бои за подступы к Черному морю, в доме Аршалуйс на хуторе Поднависла открылся военный госпиталь, где она выхаживала советских солдат. Тех, кто умер, хоронила сама, на дворе дома. А потом ухаживала за их погребениями, став хранительницей Братских могил. В старости Аршалуйс завещала похоронить себя там же, на дворе. Вокруг ее могилы и дома за годы сформировался целый мемориал. Про ее подвиг в Краснодарском крае даже хотят снять фильм.
«Мы хотим, чтобы об Аршалуйс, чье имя переводится как "несущая свет", узнали миллионы россиян. Мы должны и даже обязаны вместе претворить этот проект в жизнь — в память о тех солдатах, которые насмерть стояли в горах Кавказа в августе 1942-го. Мы обязаны воздать дань памяти хрупкой женщине, ставшей легендой еще при жизни», — сказал режиссер фильма Эрнест Арутюнов.
Однако все эти планы могут быть разрушены решением местных чиновников. Родственникам Аршалуйс прислали постановление «в 30-дневный срок убрать семейное захоронение (могилу) с земли сельхозназначения».
«К очередной годовщине Победы 9 Мая мы все привели в порядок, помыли, обновили, покрасили. Поставили шлагбаум, чтобы на машинах сюда никто не заезжал, а тут такое постановление. Мы ничего понять не можем, как такое вообще возможно. Земля под мемориалом, действительно краевого назначения, и мы бессильны как-то повлиять на их решение», — пояснили в администрации Горячеключевского района.
Однако потом на запрос общественности в Департаменте имущества Краснодарского края ответили, что в появлении постановления виноват человеческий фактор. А потом заверили, что «весь процесс остановлен».
При этом, если верить словам замначальника департамента Елены Сердюковой, придется привести земли на братской могиле «в соответствие нормам законодательства». Пока судьба мемориала остается неясной, но мы будем следить за развитием событий.
В 1997 году ЮНЕСКО присвоило Аршалуйс Хаджиян звание «Женщина года» в номинации «Жизнь — судьба».