Найти в Дзене
Патриоты Нижнего

Стажировка под парусами

Оглавление

Нынешнее лето десятерым нижегородским юнгам, воспитанникам Нижегородского детского речного пароходства, запомнится на всю жизнь. В течение двух недель они постигали азы морского дела и знакомились с судовой службой на борту легендарного парусника – барка «Седов», проделав путь от Калининграда до Вильгельмсхафена (Германия).

Юнги знакомились с судовой службой

Парусник «Седов» – это четырехмачтовый барк, построенный как грузовое транспортное судно почти сто лет назад (в 1921 году) в Германии под названием «Магдалена Виннен II» – по имени жены владельца судоходной компании. В свое время корабль был четвертым по величине парусником в мире. Поменяв в 1936 году владельца, барк сменил название на «Коммодор Йонсен» – по имени легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» и был переоборудован в учебный парусник. А после Второй мировой войны в 1945 году в соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях судно перешло Советскому Союзу, где получило свое нынешнее название – «Седов».

На барке «Седов» наши ребята провели две недели
На барке «Седов» наши ребята провели две недели

Учебные функции барк выполняет до сих пор. В середине июня «Седов» отправился в очередной двухмесячный поход по Балтике и Северному морю. Его участниками стали 130 курсантов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Калининградского и Ейского морских рыбопромышленных колледжа и техникума, а также две группы юнг – из Нижнего Новгорода и Москвы.

Для десяти нижегородских старшеклассников (а в команду вошли учащиеся девятых–десятых классов гимназии № 2, занимающиеся в центре довузовской подготовки и профессионального ориентирования Нижегородского детского речного пароходства) учебная плавательная практика началась в порту Калининграда и закончилась в Вильгельмсхафене (Германия). За две недели пребывания на борту самого большого парусника юнги знакомились с судовой службой, изучали конструкцию корпуса, парусное вооружение, рулевое, швартовное, якорное устройство, судовое оборудование, механизмы и системы, обеспечивающие жизнедеятельность, безопасность и живучесть судна.

Самое трудное – подчинение дисциплине

По сложившейся традиции каждый рейс на «Седове» начинается торжественным построением на шлюпочной палубе парусника, где курсанты получают напутствие перед предстоящей, первой в их жизни, морской плавательной практикой.

– У юнг задача простая – соблюдать распорядок дня, установленный на судне, и выполнять приказы командиров, то есть маленько отвыкнуть от домашних пирожков, хотя бы посмотреть, как оно – обходиться без мамки, – улыбается Александр Юнисов, руководитель практики. – У ребят была возможность пожить в коллективе в таких, можно сказать, экстремальных условиях. На мой взгляд, для них самым трудным было подчинение дисциплине. На барке «Седов» нет механизмов, там все работы делаются руками, и это ежедневно, с семи часов утра и до позднего вечера. Никаких выходных, отгулы – только на берегу, если хорошо себя вели...

Юнги знакомились с судовой службой, изучали рулевое устройство и судовое оборудование
Юнги знакомились с судовой службой, изучали рулевое устройство и судовое оборудование

Конечно, к юнгам дисциплинарные требования были не столь жесткими, как к тем же курсантам, все-таки мальчишки только осваивают азы профессии матроса. Тем не менее, дабы следовать распорядку, ребята и их руководитель, жившие в одном кубрике, условились, что подъем у них будет не в 7:00, а на полчаса раньше, дабы успеть как следует проснуться и прийти на палубу на зарядку в полной «боевой» готовности.

Море, несмотря на лето, оказалось достаточно прохладным, температура воздуха около 13–15 градусов, да еще с ветром, с дождем. В такую погоду нетрудно подхватить простуду, особенно с непривычки.

– Я выходил на палубу снаряженным, как говорится, по-штормовому, чтобы не продувало, поскольку знаю, что такое Балтика и Северное море, – рассказывает Александр Юнисов. – А за мальчишками, естественно, нужно было приглядывать, кто как оделся, надели ли шапки, вышли ли в ботинках, и если кто-то не по форме, отправлять переодеваться, потому что море шуток не любит. Были моменты, когда днем кто-то из ребят не хотел надевать куртку, уверяя, что ему не холодно, а к вечеру обнаруживалось, что заболело горло или поднималась температура...

Заслуженный респект за отвагу и упорство

Первой стоянкой «Седова» в рейсе стал немецкий город Киль, на верфи которого барк и был построен. А для нижегородских юнг Киль запомнится участием в международной парусной регате и парусном фестивале «Кильская неделя», во время которой у практикантов есть возможность познакомиться с организацией службы и бытом на парусных судах других государств, участвовавших в регате и фестивале. На этот раз курсанты побывали на буксире Stettin, куда их пригласил капитан буксира.

Кроме того, трое нижегородских юнг во главе с руководителем практики приняли участие в возложении венков на мемориале советских воинов, почтив память погибших.

Через неделю, когда барк «Седов» пришвартовался в порту Вильгельмсхафена, учебная практика у нижегородских юнг закончилась. Дальнейшее плавание парусник продолжил уже без нижегородцев. Но прежде чем они покинули судно, состоялось торжественное награждение юнг из Нижегородского морского клуба сертификатами, подтверждающими прохождение практики. На судне они совершили переход протяженностью в 927 морских миль, 127 из которых прошли под парусами. Все ребята проявили отвагу и упорство, за что получили от старших курсантов заслуженный респект.

Учение по борьбе за живучесть судна
Учение по борьбе за живучесть судна

Как утверждают бывалые морские волки, море легко не отпускает. Захочет ли кто-то из десяти нижегородцев связать свою жизнь с морской профессией? Все зависит от них самих. В любом случае домой юнги вернулись с массой впечатлений.

– То, что нижегородские ребята попадают на практику на такие парусники, как «Седов» и «Крузенштерн», это на самом деле огромное чудо, которое стало возможным благодаря усилиям вице-президента Нижегородского морского клуба Владимира Дьякова, – считает Александр Юнисов. – В свое время, когда я учился в Горьковском речном училище и потом в водной академии, об этом даже мечтать не мог. Из города, расположенного в сердце страны, далеко от моря, попасть на парусник было просто нереально. И сейчас, когда мне предложили пойти на «Седове» руководителем учебной практики, я ради этого взял отпуск на основной работе и поехал. Такой шанс нельзя упускать!

Остается добавить, что начиная с 2011 года более 80 нижегородских юнг побывали в портах Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Польши, Португалии, Испании, Турции, Черногории, Италии, Дании, Финляндии и Голландии.

Нина ШУМИЛОВА

Фото предоставлены А. Юнисовым