По статистике более 90% стартапов умирают, при этом авторы многих из них несут большие потери: денежные, временные, эмоциональные и другие. Причина «провала» — разрыв между ожиданиями и реальностью. Как избежать этой участи? Тестировать, тестировать и еще раз (сами знаете, что делать).
Международная команда конкурсной программы для начинающих социальных предпринимателей Social Impact Award от Impact Hub Moscow разложила по полочкам три стадии создания проекта и составила список вопросов, которые помогут понять жизнеспособность вашей идеи без больших инвестиций и трат.
1. Проблема и ее решение
Любой социальный бизнес начинается с проблемы, которую автор проекта стремится решить. Однако недостаточно заявить:
«В России много детей в детских домах, но лишь немногие достигают благополучия в жизни после выпуска» или «Планета переполнена пластиком, скоро мы все в нем утонем».
Проблему нужно понимать со всех сторон и в деталях:
- В чем суть проблемы и где ее истоки?
- Сколько людей имеют эту проблему? Посчитать количество тех, кому вы хотите помочь своим проектом.
- Кто и как сегодня ее решает в вашем регионе и мире?
Понять, «работает» ли ваше решение, не так сложно. Стоит сделать два важных шага:
- протестировать миниверсию своего продукт/услуги на аудитории благополучателей (MVP проекта),
- оценить, насколько продукт или услуга повлияли на выбранных людей.
С помощью сбора обратной связи и наблюдения вы сможете понять, был ли эффект и какой.
2. Бизнес-модель
После того, как вы уверены, что ваш проект решает проблему выбранной аудитории или, если не решает полностью, то может улучшить ситуацию, переходите к работе над бизнес-моделью. Часто берут канву А. Остервальдера (2004):
Канва представляет модель бизнеса в виде девяти взаимосвязанных блоков, включающих характеристику ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании ценности, клиентов и взаимодействия с ними, ценностное предложение, структуру затрат и источники доходов.
В случае социального бизнеса кроме клиентов, добавляется еще одна аудитория — «благополучатели». Это те, ради которых вы все это затеяли и чью проблему вы решаете.
Подобрав и протестировав элементы бизнес-модели (клиенты, ценностное предложение, каналы и другие), задайте себе следующие вопросы:
- Кто готов платить за продукт/услугу (особенно, если клиент ≠ благополучатель)?
- Какое у вас ценностное предложение и как оно достигает клиента?
- Какие действия, партнеры и ресурсы вам необходимы, чтобы реализовать эту ценность?
- Какие у вас при это доходы и расходы?
Если вы можете с уверенностью ответить на эти вопросы и подкрепить их фактами, то вы прошли эту стадию. Переходите к процессам.
3. Процессы
Пора составить четкий план по направлениям. Есть четыре важные — реализация проекта, маркетинг и продажи, финансовый план и команда.
План реализации
Эта часть позволяет приподняться над проектом и подумать над глобальными элементами вашего социального бизнеса.
- Миссия и видение: какую финальную цель вы ставите в своем проекте и как вы ее достигаете?
Например, цель Impact Hub Moscow звучит так: «Способствовать тому, чтобы организаций, работающих с уязвимыми группами, становилось больше, а качество их работы улучшалось».
- Образ организации: какая юридическая форма у вашей организации, как выглядит структура собственности, кто является владельцем, а кто партнером?
Некоторые социальные бизнесы в России зарегистрированы, как ООО, другие, как НКО.
- Развитие проекта: какие конкретные цели и задачи вы ставите на ближайшие месяцы и годы?
Например, «за 3 месяца увеличить охват благополучателей до 50 человек, а выручку — в 2 раза».
Маркетинг и продажи
- 4P (product, price, promotion, place)
- Ценообразоване
- Каналы продаж
- Каналы коммуникации
Финансовый план
Расходы и доходы — это еще не все. Смотрите на финансовый план, как на живой документ, который будет меняться. Также на забывайте, что финансы — это важно. Авторы социальных бизнесов часто уделяют меньше внимания этой части проекта, концентрируясь на решение социальной проблемы. При этом без устойчивости, масштабирование социального вклада невозможно. Читайте книгу «Неблаготворительность» Дэна Паллотты и дискуссию о новых принципах в некоммерческом секторе.
Команда
Ответьте себе на вопросы:
- Сколько человек в вашей команде?
- Какие навыки и знания присутствуют, а каких не хватает?
- Как распределены роли?
- На каких условиях сотрудники вовлечены в проект: (не)полный рабочий день, в штате/контракт/волонтер...?
Запускать свой социально значимый предпринимательский проект — это непросто. Как когда-то написала сооснователь Impact Hub Moscow Анастасия Гулявина: «Создавать свой бизнес — это как лететь в космос. В любой момент может что-то отвалиться, не сработать или взорваться. Но если ты все-таки долетел, то наградой — и удивительные виды Земли, и всенародное признание. В Social Impact Award мы делаем так, чтобы вы долетели».
Автор: Ксения Усанова, менеджер инкубационной программы 90 days challenge конкурса Social Impact Award 2018
Редактор: Анастасия Барсукова