(2003, США)
Последний на сегодня фильм, снятый Джоном МакТирнаном - создателем "Крепких орешков 1 и 3", "13 воина", "Хищника" и "Последнего киногероя". Трудно поверить, что этот некогда знаменитый режиссер вот уже пятнадцать лет находится не у дел, но так и есть. В середине 2000-х у него внезапно случились проблемы с законом, после чего он даже отсидел в тюрьме за лжесвидетельство. Вот только, выйдя на свободу, к прежней работе МакТирнан, увы, не вернулся, хотя и по сей день иногда даёт интервью, где обещает успеть снять что-нибудь еще, прежде чем впадет в старческий маразм.
Как бы то ни было, даже если «Базе «Клейтон» суждено так и остаться финалом карьеры Джона, можно будет сказать, что его творческий путь завершился на хорошей и сильной ноте. И не надо кивать на худосочные кассовые сборы этого фильма. Единственное его слабое место - парочка едва заметных логических косяков, - тогда как всё остальное здесь сработано на традиционно мощном мактирнановском уровне. И нет, это вовсе не боевик, как можно ошибочно подумать, взглянув на «спецназовские» скриншоты и зная излюбленный жанр МакТирнана. Ближайший собрат по духу «Базы» - оскароносный триллер Сингера «Подозрительные лица». С той лишь разницей, что там действие происходило в криминальном Лос-Анджелесе, а здесь - на американской военной базе в Панаме. Однако сюжеты обеих картин представляют собой закрученный едва ли не до срыва резьбы, детективный триллер, где поворотов еще больше, чем виражей на одиозной гоночной трассе Нюрбургринг, а нежданчики сыплются на зрителя аж градом. Ну и еще в «Лицах» снялся всего один экстраординарно яркий актер - Кевин Спейси, - а в «Базе» их сразу двое: Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон, вновь сошедшиеся вместе после тарантиновского «Криминального чтива».
Завязка «Базы «Клейтон» проста до смехотворности. На тренировку в панамские джунгли отправляется группа рейнджеров из шести человек под командованием изверга-сержанта Уэста (Л. Джексон). Однако назад возвращаются лишь двое солдат: один живой и один тяжело раненый, которого первый принёс на своем горбу. Судьба сержанта и прочих остается неизвестной, поскольку выживший рейнджер упорно молчит, а над Панамой бушует ураган, из-за которого с базы не могут послать в джунгли поисковый отряд. Единственное, чего добивается от выжившего военный следователь, капитан Джулия Осборн, так это просьбы пригласить на допрос другого рейнджера. Только с ним и больше ни с кем намерен общаться задержанный.
Что ж, ладно, да будет так, и вскоре этого человека находят. Им оказывается бывший рейнджер, а ныне человек с сомнительной репутацией Том Харди... нет-нет, вовсе не тот Том Харди, о котором вы подумали. Просто случайно или намеренно, но в «Базе «Клейтон» так зовут героя Джона Траволты. Который и берется за это дело на пару с капитаном Осборн, ну а то, что начинает творится дальше, описать на словах доходчиво и кратко было бы очень сложно, если вообще возможно. Да оно и не нужно, потому что без спойлеров там никак не обойтись, а в подобных триллерах даже один гаденький спойлер может легко убить на корню всю интригу. Так что и не пытайте - хотите узнать разгадку местной тайны, смотрите кино.
Добавлю лишь одно: и Траволта, и Л.Джексон в «Базе «Клейтон» оба отыграли так же сногсшибательно, как и в «Криминальном чтиве». Тем более, что здесь их герои тоже отнюдь не праведники, ну а харизматичных плохишей эти чуваки умеют играть, как никто другой, в чём они давным-давно убедили абсолютно всех.
***
В общем, даже если вы на дух не переносите фильмы про армию, именно это кино рискует стать для вас приятным исключением. Потому что из «армейского» здесь только антураж, тогда как сама по себе данная история - первосортный современный детектив из разряда тех, которые одинаково нравятся и высоколобым киноэстетам, и самому обычному зрителю. А ярлык «Снято Джоном МакТирнаном» - это как дополнительная гарантия качества, пусть даже в прокате «База «Клейтон» показала себя не ахти и многие к сегодняшнему дню успели о ней позабыть.
Многие, но, к счастью, всё-таки не мы.