Найти тему
Алый Цвет

Рим, открытый город (Roma città aperta)

«Рим открытый город» принято считать эталоном итальянского неореализма. В неореализме пристально рассматривается жизнь бедноты и рабочего класса в Италии послевоенного времени, присутствует стремление к почти документальному изображению жизни, отказу от приукрашения действительности, павильонных съемок, часто использование непрофессиональных актеров, эмоциональные переживания и нравственный выбор предпочитаются абстрактным идеям.

-2


Действие происходит в оккупированном Риме, гестапо охотится за руководителем сопротивления Джорджио Манфреди. Он находит убежище в квартире друга Франческо и его невесты Пины (Анна Маньяни). Также ему помогает священник Дон Пьетро (Альдо Фабрици), который выполняет роль связиста.

На первый взгляд сюжет кажется раздробленным и несвязным, со случайными как будто сценами, но когда привыкаешь к стилю подачи, линии сходятся в единой повествование о жизни итальянского народа в конце войны. Опасности военного положения переплетаются с бытовыми ситуациями; зарисовки тяжелой, но с надеждой на светлое будущее, обыденной жизни превращаются затем в трагедию предательства и борьбу за идеалы против зла гестаповских пыточных. Борцы сопротивления явно противопоставлены немцам, как чистота противостоит пороку, разделение добра и зла, «здоровья и болезни» категорично черно-белое.

-3


Поразительна игра Анны Маньяни, ее экранное время относительно недолго, но ей удается выразить самый менталитет, состоящий из чувственности, простоты и экспрессивности. Также силен образ Альдо Фабрици, чей герой становится моральной опорой для идейного каркаса фильма.


Технически картина несовершенна, иногда едва можно различить, что происходит на экране. Никакого постановочного освещения, только свет солнца или тусклых ламп, снимали чуть ли не на обрывки пленки, что смогли достать. Но технические изъяны придают, на мой вкус, больше жизнеподобия и документальности.