Найти тему

Лидер белгородских цыган Артур Квик отреагировал на изнасилование и убийство девочки в Уразово

В селе Уразово Валуйского района убили маленькую девочку. После того, как стало известно, что в изнасиловании и убийстве подозревают одного из цыган, из Уразово начали массово уезжать представители этой национальности, а после произошли несколько поджогов.

Лидер цыганской диаспоры в Белгородской области, член Совета национальной цыганской автономии, который учился улаживанию межнациональных конфликтов в Страсбурге, Артур Квик опубликовал обращение и призвал все стороны к диалогу и пониманию. Специальный корреспондент «Фонаря» поговорил с ним.

Артур Квик (в центре), фото Марии Литвиновой
Артур Квик (в центре), фото Марии Литвиновой

— Артур, вчера мы не смогли встретиться, потому что вы были в Шебекино у цыган. Вы помогаете им?

— Мы поехали к людям, которые были вынуждены покинуть дома [в Уразово]. Они у родственников ютятся. Хотелось на месте поговорить, пофотографировать, пообщаться с людьми. Эмоции понять, пока воспоминания свежи.

— Люди сами позвонили?

— Да, я с самых первых дней в курсе ситуации.

— Как давно вы помогаете белгородским цыганам?

— Лет 16 уже. У меня есть своя культурная программа, создал несколько коллективов, привлёк молодёжь, занимаемся на базе дворца культуры «Сокол». Гастролировали, работали, участвуем в культурной жизни города.

— До Уразово в Белгородской области возникали проблемы с цыганами?

— Был инцидент в 2007 году, когда скинхеды напали на цыганскую семью. Закидали дома спящих людей «коктейлями Молотова». Люди выбегали в три часа ночи, их добивали палками, железными прутьями. Был большой процесс после этого, я в нём участвовал, как и во многих других.

— Это ваша основная работа?

— Да, но я ещё и музыкант, актёр, юрист по образованию...

— Вы получаете деньги за помощь цыганам?

— Нет. К сожалению (улыбается).

— Вы сразу стали лидером белгородской общины?

— Нет, конечно. Это результат долгих лет. Мне образование позволяет разговаривать с властью. Вообще я делегирован своим народом. От моего личного желания ничего не происходит. Всегда собираются цыганские суды и всё решается коллегиально. Я не барон — я выразитель мнения цыган.

— А в Белгородской области есть барон?

— Если углубляться в цыганскую историю, то у цыган много народностей, которые между собой не контактируют. Они называются общим именем «рома» (цыгане), но имеют, например, языковые барьеры. В каждой народности есть свой барон. Это образное выражение, производное от слова «баро» — «больший, старший» в переводе с цыганского. В Белгородской области есть несколько баронов в рамках своих народностей.

— Давайте про Уразово. Насколько это значимый посёлок для белгородских цыган?

— Это не самое большое поселение, но довольно-таки значимое. Живут там цыгане около 30 лет — это не пришлые, они обосновались домами, дети ходят в школу. Не было никаких эксцессов. Жило около 200 семей. Занимались сельским хозяйством, мелкими делами. Криминала там не было. Сейчас их судьба абсолютно неизвестна. Они в полной прострации, растерянности. Дети напуганы, старики, женщины — все в панике. Был настоящий террор. Людям давали час на «собраться и уйти».

— Восстановим те события. Сначала было сообщение о том, что девочку убил бомж...

— Нет, сначала было сообщение о пропаже девочки. Цыгане знали её, она дружила с детьми. Кстати, принимали участие в её поисках в том числе и цыгане.

— Что вы знаете об убийце?

— Он практически никому неизвестен. Сирота, раньше в Уразово у него были родственники. Он не местный, приезжий, с Ростова. Человек без гражданства. У него уже была такая проблема: его уличили в приставании к цыганской девочке. Его за это наказали. Ныкался по стройкам, где-то грузчиком работал. Он приходил к цыганам, его не принимали. Наши люди добрые, но если у человека подмочена репутация, то стараются в дом не пускать. Его кличка была «Бало». В переводе с цыганского — свинья. Такая кличка была с детства.

— Что произошло после того, как люди узнали, что убил цыган?

ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ НА FONAR.TV.