В период Средневековья главной силой на полях сражений были рыцари — тяжеловооруженные всадники, что учились искусству воевать едва ли не с пеленок. Они составляли весьма маленький, ничтожный процент населения. Большая часть народа в то время обрабатывала землю ну или, на крайняк, уныло торговала и молилась. Феодалы же взяли на себя военное бремя. Их вооружение было крайне дорогим, кони, да и сами всадники нуждались в хорошем питании. Оттого, почти как в старой доброй песне, «на десять баронов по статистике пять тысяч крестьян». Средневековые битвы редко отличались масштабными баталиями. Несколько сотен или, в особо важных ситуациях, тысяч рыцарей являлись потолком возможностей любого феодального королевства.
Как всем широко известно, конницу, в целом, погубило огнестрельное оружие и непрестанный технический прогресс. Вот только легкая кавалерия применялась в большом количестве и в период Первой мировой войны и у нас, во время Гражданской. То бишь, уже в двадцатом веке, когда преимущество огнестрела уже было очевидно. А что же рыцари? А их погубил, по моему скромному мнению, вовсе никакой не огнестрел.
Ведь свои самые первые поражения рыцарская конница потерпела от воинов, что обходились без пороха, либо он не были их основным «коньком». Например, англичане в сражениях при Пуатье (1356 год) и при Азенкуре (1415 год) успешно громили цвет французского рыцарства при помощи опытных лучников. В этих битвах недостатки рыцарства стали очевидны. Низкая дисциплина, тотальный эгоизм («вассал моего вассала» и прочая средневековая ересь), невозможность проведения успешной атаки на неподходящем поле боя. Впрочем, дальнейшие «фейлы» рыцарей также не сильно зависели от огнестрельного оружия. Гуситы (чешские повстанцы) гоняли немецких рыцарей при помощи экзотических крестьянских молотилок да обыкновенных повозок. Рыцари так толком и не научились брать такие укрепления. Наконец, профессиональная пехота позднего средневековья — швейцарцы — надавали рыцарям на орехи впервые еще в далеком 1315 году, до того, как это стало мейнстримом. Все эти битвы постепенно показывали правителям, что выгоднее просто взять, и:
1. Нанять наемников-пехотинцев к себе на службу, с хорошей репутацией и с адекватным предводителем.
2. Предварительно заручиться поддержкой городов и крестьянства, пообещав им всяческие послабления.
3. Мелких дворян также переманить на свою службу, он станут основой чиновничьего аппарата и регулярной армии (ладно, переборщил, до не еще далеко, офицерами первое время будут).
4. Выскочить со всеми этими бонусами из кустов и надавать всяким Карлам Смелым и прочим Ланселотам по голове. Те, естественно, будут сопротивляться. Кто поумнее, даже тоже попробует наемников использовать. Но основная масса потерпит поражение.
5. ????? Профит! У «первого среди равных» теперь есть настоящее государство, а не россыпь независимых друг от друга (и от собственно короля) земель.
На том и порешили. Первые мануфактуры, а потом и фабрики, позволили правителям постепенно создать и собственные вооруженные силы, притом массовые. Вооружали их теперь, как правило, именно огнестрелом. Ибо дешево, сердито, эффективно, любой дурак освоит. В общем и целом, хваленые рыцари без страха и упрека были сметены не столько новым огнестрельным вооружением пехотинцев, сколько самим появлением профессиональных пеших солдат, что не разбегались при атаках тяжелой конницы. Ведь про пикинеров не забывали, вплоть до восемнадцатого века они оказывали стрелкам моральную и физическую поддержку... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.