Как идея — «Дзен» гениален. ИИ — единственный вариант, при котором можно будет не сойти с ума от бесконечного проматывания лент соцсетей с отключённой сортировкой «топчик» (FB) или «интересненько» (VK), но не пугаясь, что среди отобранных публикаций по лайкам, лайкам лайков и репостам друзей, пропустишь самородок.
Ленты, френдленты, RSS и соцсети — дно
Ленты имеют свойство раздуваться, если туда брать всех, кто подаёт надежды хотя бы изредка писать СВОЮ МЫСЛЬ, а не что обычно пишется.
И держишь некоторых ради одного поста-слитка, соглашаясь проматывать его 9 постов руды. Но если набрать много — под горой шлака задохнёшься.
Если решить, что оно того не стоит, и почистить подписки, как, в итоге, сделал со своим ЖЖ, под ФБ — то останется совсем небольшой пучок гигантов, у которых каждый пост — более, чем 50% шанс, что я открыл его не зря.
Но где тогда брать новое и свежее — людей, мысли, идеи?
Коллективные блоги — индивидуальности
Самоорганизуемые ленты топовых записей в коллективных блогах хороши — но ровно настолько, насколько хорошо коммьюнити.
Hence, Pikabu — дно. Своим коллективным шебуршанием они напоминают немножко планктон, но планктон плавает у поверхности и производит кислород. Pikabu ползает по дну — и перерабатывает сероводород и другие токсичные газы. Вот, нашёл им достойное место в нашем медийном биоценозе: после того, как по новости проползла, шебурша, вся «Пикабушечка» — она официально для публичного дискурса выжата. Но смотреть на этот процесс, а тем более принимать участие — боже упаси.
«Хабр» держится получше, но там коллективный разум находится под контролем администрации и модерации. Иначе бы он тоже, потихоньку, растворился в бульканье желудочного сока, как кость в стакане «Кока-колы». Но «Хабру» просто не дают растечься медузой, постоянно подталкивая стоять с прямой спиной и изнутри, и извне. Но даже лучшие ленты можно загадить рекламой, скрытой и или так считающей.
Ну и всё. Механические, полумеханические, алгоритмические, по социальным метрикам — и все прочие попытки разводить аудиторию по разным лентам, пытаясь предугадать, где ей будет уютнее — дохлый номер. Никакие алгоритмы, тем более такие примитивные, тут не помогут. Даже сам читатель не предугадает всего, что ему может быть интересно, пока не увидит своими глазами.
Сегментирование и кастомизация = сегрегация и кретинизация
Соцсети и агрегаторы не понимают, что интерес — от слова «интересно». Интересное — это новое и неожиданное, на смену чему должно придти что-то ещё более новое и более неожиданное. Поэтому интересы — это живой и изменчивый поток, русло завтрашнего течения которого нельзя предсказать заранее.
Для соцсетей же, разных агрегаторов и медиа, интересы — это подсказка, где ставить плотину, чтобы поток интересов поймать и дальше уже его от плотины к плотине вести — потому что электричество должно вырабатываться бесперебойно. Интересы у людей были до этого — теперь почтеннейшая публика сама стала чьим-то интересом.
Главное, её поймав — заставить её пастись рядом, и делается это с почтеннейшей публикой так же, как она ловится: на внимание. Его надо захватить и удержать, дольше держим — дольше можем стричь. И «кастомизированный под сегментированную аудиторию контент» как раз прекрасно зарекомендовал себя отличной человеколовкой, предлагая всем и каждому такой уголок в интернете, из которого уже не захочется выходить.
Собравшиеся по интересам, люди в таких уголках в обмен на уют с интересами — точнее, с готовностью завтра заинтересоваться чем-то другим — прощаются. Что полностью устраивает их гостеприимных хозяев, которые не для того коммьюнити строили и платформы организовывали, чтобы их аудитория в один прекрасный день заинтересовалась чем-то новым и разбежалась.
Когда общие взгляды превращаются из повода собраться в повод не расходиться — значит, на смену общности взглядов пришла зона комфорта.
Так что стремление пользователей сбиваться в кучки и держать оборону — вполне в интересах бизнесов, которые им представляет территорию и кирпичи.
Но точно не в интересах человечества тратить дар речи — то есть, способность устанавливать контакты, и абстрактного мышления — то есть, способность видеть мир не только из из-под своих надбровных дуг — на то, чтобы, в итоге, расползстись обратно по своим пещерам.
А главной задачей информационной эпохи является не оттачивание мастерства угадывания интересов аудитории, чтобы дать ей то, что она ожидает, а совершенствование методик находить то, что станет неожиданно интересно, что будет делать шире взгляды и кругозор. И тут нам только нейросети и помогут.
Наконец-то кто-то снова сделает всю тяжёлую работу за нас
Только мощным нейросетям (возможно, мощным до степени появления ИИ) под силу объединить две задачи: быть в курсе всего (ну хотя бы в курсе всего, что пишется на отдельно взятом сайте, но это, конечно же, только начало) — и оценить индивидуальную ценность каждой с точки зрения каждого читателя.
Разумеется, для этого нейросети нужно будет «держать в уме» целые слепки личностей каждого читателя, чтобы воспроизводить их образ мысли. Собрать их — это одна история (не очень сложная и не очень долгая, кстати), удержать актуальность — другая, потому что люди, многое забывая, с воспоминаниями теряют и частички личности, осыпающиеся за нами как перхоть — так что даже наши точные цифровые копии очень быстро окажутся умнее и собраннее нас.
Но это уже рабочие моменты. Надо сказать, что я вообще верю в прогресс, будущего не боюсь и первобытного ужаса перед ИИ не испытываю. Я не считаю ИИ угрозой ни в принципе, ни персонально для себя с ИИ, а сингулярности жду с любопытством пионера.
Хотя нейросети — как физика атома, которая умеет города освещать и обогревать, но может — ослеплять и испепелять. Вместо того, чтобы вытащить людей из раковин, в тишину которых многие уползают, оглушённые потоками информации, нейросети могут снабдить человечество идеальными раковинами, абсолютно звуконепроницаемыми, из которых живыми их не выковырять будет — если вместо поиска неожиданно интересных вещей, расширяющих кругозор, и формирующих наши завтрашние интересы, сосредоточится на точном удовлетворении вчерашних интересов сегодня.
Созерцательно о бессознательное
Опасные признаки этого можно наблюдать прямо на главной «Дзена». К сожалению, ничего нового: что ни топовая выборка — то с ней как будто наши нейросети притащали бессознательное родного народа.
Народ спит, причём после пятницы, и сон его разума рождает по пьяни чудовищ вроде желтушного клона МДК и «Пикабу», эмбрионом облучённого радиацией и в утробе заражённого сифилисом. Ничего, что бы мы не знали по газете «Жизнь», сайту «Яплакал» и расписанию передач НТВ — только без поправки на человеческий фактор.
Впрочем, это не повод для мрачных прогнозов. В отличие от Либерально-демократической партии России, «Дзен» просто ведёт себя соответственно названию: созерцает.
Просто после нейросеть «Дзен» нужно будет усилить нейросетью «Категорический императив» — и тогда мы к сингулярности, считай, готовы.
***
Кстати, это был мой первый «Дзен».
Мне можно задать вопрос на TheQuestion.