Найти тему

Вечное возвращение

Для чего нужна музыка?

Для украшения жизни, для развлечения и отдыха, для того, чтобы получать новые впечатления. Для управления собственным эмоциональным состоянием. Для поиска единомышленников... Список может быть длинным.

Есть область музыкальных жанров, которые нужны для достижения определённых немузыкальных целей. Так, много веков существуют трудовые и строевые песни — они нужны для синхронизации движений группы людей. В XX веке появилась музыка для торговых площадей, которая должна стимулировать покупателя.

(Хотя в конечном итоге вся эта музыка тоже служит для украшения жизни. Бурлакам веселее было тянуть под "Эй, ухнем", а не под простое "раз-два, взяли".)

Какое-то время казалось, что история трудовых песен закончилась. За рубежом они "перелились" в джазовые и блюзовые композиции. Так, изначально трудовая "Take this hammer" ("Возьми этот молот") в джазовом прочтении совершенно теряет свой равномерный ритм — а без чёткого ритма это уже совсем другая музыка.

А в России и СССР трудовые песни стали сначала революционными (как та же "Дубинушка"), потом — гимнами людям труда.

На работу иду, как на праздник,
Каждый день сам собою хорош.
Я вхожу в заводские ворота,
И является песня ко мне.
Вся страна это наша работа,
И никто не стоит в стороне.
"Вся страна — это наша работа", музыка: Б. Терентьев, слова: В. Харитонов.

Но за работой эти песни уже не пели. Не потому, что они были плохи, а потому что изменился сам труд. Мускульную силу заменила сила моторов. Ситуации, когда нужно было всем вместе браться и тащить, стали редкими.

(А со строевыми песнями и маршами ничего не случилось: строем люди ходят по-прежнему.)

Но вот прошло несколько десятилетий... и трудовые песни вернулись.

Почему? Где?

Это хиты из саундтреков к фантастическим историям. Великолепная песня "We All Lift Together" из игры Warframe — типичная трудовая, не только по тексту, но и по музыкальному характеру.

Игра World of Warcraft известна ещё шире, о ней слышали даже те, кто совершенно не интересуется играми. Песня Джайны из "Ликов войны" — это шэнти, матросская рабочая песня эпохи парусного флота.

«Шэнти — это десять парней на один канат».

Кстати, и интернет-хит Diggy Diggy Hole — тоже трудовая песня. Гномская.

Для чего нужны трудовые песни в играх?

Только ли для стилизации?

Или, возможно, для того, чтобы в нашем разобщённом мире ощутить единство — как с вымышленными персонажами, так и с невидимыми людьми по ту сторону монитора?..

Ссылки:

Песни о труде на сайте "Советская музыка".

Рассказ о жанре шэнти.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!