Становление Португалии на европейской карте как независимого и к тому же далеко не последнего государства происходило очень долго и для португальцев – мучительно. Сначала Португалия была колонией Карфагена, затем оказалась завоёвана Римской империей, после падения которой оказалась заполнена мигрирующими племенами варваров, а в последующем – арабов.
Однако после 1143 года ситуация стала кардинально меняться. Открыв новые морские пути, страна быстро начала обзаводиться уже собственными колониями, которые стали приносить несметные богатства в Лиссабон. Очень быстро португальская столица стала одним из самых густонаселённых городов мира, и к тому же – одним из самых богатых.
Так было вплоть до 1 ноября 1755 года. В тот день отмечался праздник Собора всех святых, и в богатейший город Европы приехали тысячи и тысячи людей, чтобы провести этот день среди роскоши и богатства. И в самый разгар праздника примерно в 200 километрах от берега Лиссабона произошло землетрясение, которое по нынешним меркам можно оценить в 8,7 баллов.
Буквально за несколько минут жертвами стихии стали около ста тысяч человек. Разрушенными оказались сотни домов, а в тех, которые уцелели после первого удара, начались сильные пожары. Ситуацию усложняло ещё и то, что огромной величины провалы в земле практически отрезали наиболее пострадавшую часть города от остальной суши.
Менее чем за час Лиссабон оказался полностью разрушен, а вместе с ним – и вся экономика Португалии, так как выяснилось, что практически все богатства страны хранились в одном городе. В результате этого, пока по крупицам со всей страны собирались средства на восстановление Лиссабона, Англия, Испания и Франция полностью перехватили все освободившиеся торговые пути.