«Хочу орла, орла хочу… не пойду домой, пока не купишь мне орла…» На протяжении недели мой пятилетний сын требовал, чтобы ему купили ни котенка, ни щенка, и даже не попугая, а именно орла…
«Давай я расскажу тебе про Орленка», — как-то ответила я и дала ему послушать Орленка, солдатскую и пионерскую песню, популярную во время войны. И еще показала ему мультфильм про Орленка. «Это те солдаты, которых нужно вспоминать в День Памяти, когда все носят маленькие красные маки на груди..?»
Рожденный на другом конце земного шара, в другую эпоху, он, наверное, никогда не поймет и не прочувствует судьбу тех героев, про которых сложена песня.
Один раз в году, в День Памяти, он будет поминать канадских ветеранов войны, но никогда не задумается о том, через что прошли его предки.
Дети XXI века и дети XX века— это две разные цивилизации.
Мы иногда спрашиваем себя — почему наши дети так капризны? Без конца смотрят мультики и играют на компьютере. Плохо ведут себя за столом и отказываются есть то, что им дают. Сорят и не хотят наводить порядок. Ленятся делать уроки.
Современные западные воспитатели и детские психологи утверждают, что чтобы добиться от ребенка послушания, и нейтрализовать детские капризы нужно использовать систему поощрения и наказания. Один из видов наказания — это изъятие игрушек из комнаты ребенка или выставление ребенка в отдельную комнату, где он должен побыть один в течение определенного времени. Поощрение — выдача новых игрушек, получение стикера, разрешение смотреть телевизор. Вам не кажется, что эта система чем-то напоминает систему воздействия на офисных сотрудников, используемую работодателями для поднятия производительности
Изъятие игрушек = урезание зарплаты
Удаление из коллектива в пустую комнату = увольнение
Покупка новой игрушки = бонус или увеличение зарплаты
Дети XXI века – это маленькие взрослые, а взрослые XXI века — это большие дети.
Современные дети чуть ли не с пеленок смотрят телевизор. Сосут сисю или бутылку и одним глазом поглядывают в смартфон, в который беспрерывно смотрит мама.
Дети нашего времени с рождения защищены от любых неприятностей. Они не почувствуют, что они описались, потому что все впитает памперс. У них нет никаких шансов стукнуться лбом об стенку кровати, потому что она выложена мягким бампером. Они никогда не проглотят взрослую таблетку, потому что все баночки с лекарствами имеют защиту от детей. Джордж Карлин, великий американский сатирик и юморист, когда-то хорошо высказался по этому поводу: «Шлемы, шлемы, для всего шлемы — для катания на велосипеде, для бейсбола, для катания на доске… Дети должны носить шлемы, что бы они ни делали… Взрослые позаботились о том, чтобы жизнь детишек протекала без приключений и им не надо было учиться на собственных шишках…»
В советское время, когда не было двадцати каналов телевидения, компьютеров, айпадов и целого магазина игрушек в каждом доме, у детей, как ни странно, было гораздо больше свободы и возможностей. Мы делали уроки, потом шли с друзьями гулять во дворе. Мы могли гулять до позднего вечера, и никто о нас не беспокоился. Мы с интересом читали книжки и даже сочиняли стихи. Мальчишки иногда хулиганили, девчонки дразнились, и все же школа дисциплинировала нас так, что родителям было за нас спокойно.
Психологи давно всем разъяснили, что телевизор тормозит двигательно-моторное и творческое развитие ребенка. У детей, которые подолгу смотрят мультики, пропадает стимул учиться что-либо делать самим. Выдавая готовые образы и сюжеты, телевизор отбивает желание создавать, фантазировать, придумывать. Он замедляет развитие речи, поскольку, чтобы освоить язык, недостаточно лишь слушать, нужно еще и говорить. Сидя за телевизором, ребенок мало двигается. Неизрасходованная энергия плюс агрессивные образы из мультфильмов, а также нежелание заняться чем-либо полезным выливаются потом на родителей в виде «мега» капризов и «супер» истерик.
Что же делать? Запретить ребенку смотреть телевизор? А чем тогда его занять, чтобы он вас не дергал, когда вы заняты своими делами? И тащат маленьких человечков на гимнастику, карате, плавание, рисование. Каждый 5-7 летний должен посетить не менее 4-5 кружков в неделю. И потом еще родители хвастаются друг другу: «А я вот своего на рисование записала…» «А наш уже на пианино Jingle Bells играет…» Родители словно все время соревнуются — у кого дети более заняты всякими полезными занятиями. А дети что? Дети только устают, потому что их все время куда-то тащат на машине через этот запруженный автомобилями город, тащат самолюбивые родители, чтобы потешить свое эго. Они устают, но не понимают своей усталости. Им бы погулять… да полазить по деревьям.
Вот и становятся они с детских лет как маленькие уставшие взрослые. Они копируют наши слова, поведение, эмоции. На злобу отвечают агрессией, на ласку радостью. Они как наше зеркало в уменьшенном виде. И ведут они себя часто так же, как мы.
Кстати, пример… Прихожу я как-то со своим в Walmart. Мне нужен обруч для волос. Там их несколько видов. Думала-думала, какой взять, решила взять два. А ребенок тем временем схватил себе три зубные электрощетки: с Бэтменом, с Трансформером и еще с чем-то. Спрашиваю: «Зачем тебе столько щеток?» «Ну ты же тоже взяла себе две штуки для волос…» Пришлось один обруч назад положить (что, в общем, было правильным решением).
Почему дошкольнику нужно столько видов Лего (или Барби)? А почему маме нужно столько пар обуви?
Еще одно интересное наблюдение. 4-5 летние мальчики обожают супергероев: Бэтмана, Спайдермэна, Супермэна и прочих мэнов. Корпорации Marvell и DC Comics построили на своих популярных образах целую индустрию, от стикеров до трусов. Ребенок хочет носить только те вещи, на которых изображены супергерои, и больше никакие. Почему? Потому что так делают все остальные мальчики в классе. Peer pressure, как здесь говорят. А почему дамы покупают себе сумки Сoach и Michael Kors? Потому что так делают их коллеги, а также другие женщины, которые ездят с ними в автобусе или на метро.
У детей есть такая манера — хвастаться перед сверстниками теми вещами, которые им купили родители. «Смотри, смотри, у меня есть Бэтмэн…» Пускай никому не будет дела, какой там у него Бэтмэн, но подойти с важным видом к кучке одноклассников и сунуть им в нос своего Бэтмэна – это же святое. Опять же, взрослые не далеко от детей ушли. Захожу в русский магазин. На улице слякоть, грязь, брызги от машин… Входит пава с рыжей копной на голове, в сиреневом короткой пуховичке по самый пупок, с сиреневой опушкой, в сиреневых замшевых сапожках. Главное — выпендриться не где-либо, а в русском магазине… Выпендриться — это у русского человека в крови.
Некоторые девушки и дамы считают, что чем больше блестящего в их наряде, тем красивее. Недавно видела одну такую особу в том доме, где торгуют продуктами с фермы. Пришла за молоком и колбасой. На улице все та же мерзопакостная погода. А у нее сапожки все усеяны золотыми бляшками, шапка вся в блестках… И огромные сверкающие серьги в ушах.
Скромность — такое редкое качество в наши дни. Мы все время стремимся доказать друг другу, что мы лучше, мы круче. Мы то и дело рассказываем своим друзьям, какой сделали ремонт, какой купили холодильник, сколько денег потратили на детский костюм для фигурного катания, как провели отпуск… Кстати, об отпусках. Иногда я думаю, что Одноклассники (да и Фейсбук) — это бесконечный фотоальбом курортов. Нет среди нас такого человека, который бы не выложил в социальную сеть довольные физиономии себя и своего семейства, снятые во время очередного отпуска. Не представляю, как вообще их сервера вмещают столько изображений, 98% которых интересны только их обладателям и небольшой кучке друзей.
Фейсбук — это такая игрушка, в которую никак не могут наиграться ни взрослые, ни дети. Такое ощущение, что все там сидят круглосуточно, как в каком-то реалити шоу. Утром едва продрав глаза, достаю айфон, а там уже успели столько напостить… Ничего умного, нового и полезного, и тем не менее трачу минут 15, чтобы все прочитать и иногда прокомментировать. Откуда у нас у всех такая непреодолимая потребность беспрерывно ставить на свою страничку чьи-то чужие шутки и якобы мудрые мысли, демонстрировать всему честному народу, где и с кем мы в данный момент тусуемся, какое у нас настроение и что мы сейчас едим… И почему мы с таким интересом и подолгу все это читаем?
Ведь раньше как-то без всего этого жили… Читали Чехова, Булгакова, умилялись таланту Цветаевой и других поэтов. Классическую литературу никто и не цитирует в социальных сетях… Анекдоты, статусы и демотиваторы гораздо интересней…
А ведь попробуй жить иначе: не пользоваться Фейсбуком, не носить блестящие туфли на корпоративный вечер, не отдавать ребенка в секции — и сразу прослывешь белой вороной. На тебя все будут тыкать пальцем, злословить за твоей спиной. Дети всегда смеются на тем, кто выделяется из коллектива. Когда мы ведем себя так же, как и вся остальная масса, мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Об этом писали Фрейд, Фромм, Петрарка.
У нас у всех по триста «друзей» на Фейсбуке, а настоящих друзей раз и обчелся. Таких друзей, которым вы не станете рассказывать про ремонт своей ванны и про свои достижения в карьере. Перед которыми нет смысла чем-либо хвастать или притворяться, что у вас все замечательно. Вы не будете навязывать им свое мнение и давить на них своими советами. Вы чувствуете себя с ними на равных. Вы искренне интересны друг другу. Вы понимаете друг друга с полуслова.
Есть у вас такие друзья? Если да, то, наверное, вы немножко повзрослели.