Многие могут подумать, что отцом китайской нации был и есть Мао Цзэдун. Безусловно, Мао оставил важный след в истории китайского государства, однако речь пойдет отнюдь не о нем.
Сунь Ятсен получил титул "Отца нации" посмертно. Что это за человек и чем известен - сегодня об этом.
Сунь Ятсен появился на свет 12 ноября 1866 года в провинции Гуандун в семье крестьян. На становление Ятсена как личности большое влияние оказал его старший брат, Сунь Мэй, который в свое время уехал жить на Гавайи для заработка. Позднее к нему был отправлен Ятсен, которого старший брат отправил учиться в миссионерскую школу.
Сунь Ятсен весьма преуспел в учебе. Примечательно то, что он знал английский язык почти как родной, хотя по приезде к брату единственным знакомым ему языком был лишь китайский.
Сунь Мэй постепенно стал опасаться, что Ятсен станет интересоваться христианством, поэтому решил отправить его домой, обратно в Китай. Однако юноша, которому на то время было 17 лет, вернувшись в отчий дом, понял, что жизнь в нищей деревне не для него, и поехал учиться дальше в миссионерскую школу, но уже в Гонконг. К 1892 году Сунь Ятсен уже имел диплом о медицинском образовании. По этой причине в большинстве источников мы можем видеть, что "отца нации" еще называют и "доктором Сунь Ятсеном".
На рубеже 19-20 веков в стране было неспокойно, и молодежь все чаще задавалась вопросом о будущем своей родины. Таким же был и молодой Сунь Ятсен, который со своими друзьями, еще обучаясь в медицинском институте, основал кружок, в котором обсуждались "болезни" их родины и предлагались различные пути их "лечения". Таких тайных обществ, конечно же, было немало, но они требуют особого внимания и о них мы расскажем позже.
В своих спорах они обсуждали тему свержения маньчжурской династии Цин, которая, по их мнению, несомненно способствовала упадку Китая и его разрушению. Они верили, что маньчжурская династия - главный "гнойник", избавившись от которого можно надеяться на восстановление счастливого и процветающего Китая.
Сунь Ятсеном были разработаны "три народных принципа"- национализм (власть - китайцы, а не маньчжуры), народное благоденствие (земля - народу) и народовластие, которые, по его мнению, должны были стать основой обновленного Китая. Однако по большей части эти принципы были сугубо теоретическими.
До главной революции 1911 года Сунь Ятсен активно пропагандировал борьбу с маньчжурами и в пределах страны, и вне её. А после Синьхайской революции (речь идет о той же революции, которая названа так в честь года "Синьхай" в Китае - 1911 года) Ятсен был избран временным президентом. Временным он был по своему же желанию и до тех пор, пока не падет Цинская монархия. Когда же это произошло, он снял с себя все полномочия, но, как окажется позже, это было отнюдь не верным шагом.
Тем не менее, Сунь Ятсен стал тем, кого так долго ждал народ. Он не только задумался о своей родине и вынашивал идею ее преобразования, но и активными действиями добился этого. Основная цель - свержение маньчжурской династии Цин - была достигнута. Народ был освобожден от почти 300-летнего подчинения маньчжурам, в честь чего все во время революции срезали косы - знак подчинения маньчжурской династии.
Несомненно, Сунь Ятсен заслуженно получил титут "отца нации". Хоть его фигура далеко не всем известна в мире, этот факт отнюдь не умаляет важности Ятсена в китайской истории.
Сунь Ятсен скончался 12 марта 1925 года от болезни печени. Того мира, который представлялся ему в предреволюционное время, достигнуто не было. Революция сменила режим, но внутреннее состояние страны все равно не улучшилось.
До становления Китайской Народной Республики оставалось еще 24 года.