Найти тему
Читающий котофей

Что не так с теорией Раскольникова?

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в экранизации Льва Кулиджанова (1969)
Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в экранизации Льва Кулиджанова (1969)

Главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание" умен и наблюдателен. Продумывая убийство, он не упускает мелочей: считает количество шагов до дома процентщицы (семьсот тридцать), придумывает способ, как удобнее всего донести топор и где его взять. Во время пробного визита к старухе, он обращает внимание на связку ее ключей, один из которых, по его верному замечанию, не предназначается для мебели, а открывает спрятанную шкатулку. Но кое-что Раскольников все же упустил, причем самое главное. Что же это?

Давайте тезисно воспроизведем его теорию.

Простите за кривоту. У меня, в конце концов, лапки.
Простите за кривоту. У меня, в конце концов, лапки.

Раскольников знает, что старуха богата, и что на ее деньги можно спасти тех, кто погибает в нищете, например, его самого. «Он был задавлен бедностью», - пишет о нем Достоевский.

А теперь обратимся к описанию старухи.

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».
Вера Карпова в роли Алёны Ивановны в сериале Дмитрия Светозарова (2007)
Вера Карпова в роли Алёны Ивановны в сериале Дмитрия Светозарова (2007)

По дальнейшему сюжету выясняется, что она в строгости держала свою младшую сестру, унижала ее и избивала, забирала весь ее заработок.

Когда Раскольников впервые заложил у этой процентщицы, Алены Ивановны, кольцо сестры, он зашел в трактир, где услышал разговор офицера и студента. Оказывается, мысли об убийстве старухи буквально витают в воздухе: студент доказывает офицеру, что на деньги убитой Алены Ивановны можно было бы сделать много добра.

Трудно придумать аргумент против убийства старухи. Все сходится к тому, что это просто необходимо сделать. И все же ее нельзя убивать.

Кадр из сериала "Преступление и наказание" (2007)
Кадр из сериала "Преступление и наказание" (2007)

Почему нельзя убить старуху?

По мнению Дмитрия Быкова, именно над этим вопросом романе бьется Достоевский. И он находит ответ.

Ответ лежит в «антропологической плоскости». Убивать Алену Ивановну, как и любого другого человека, нельзя, потому что убийцу постигнет участь Раскольникова - это не только нравственные муки, но и физические. Рядом с героем часто мелькает прилагательное "болезненный", рассудок героя со временем путается все больше и больше, и в итоге он не выдерживает страданий и признается в преступлении. Важно, что он не раскаивается в этот момент, а просто сдается.

Татьяна Бедова в роли Сони Мармеладовой в экранизации 1969 года
Татьяна Бедова в роли Сони Мармеладовой в экранизации 1969 года

Однако Раскольников не единственный, кто совершает преступление. Есть еще Сонечка Мармеладова, которая тоже совершает грех, живет по "желтому билету". Почему же она не страдает так, как Раскольников?

Для Достоевского существует огромная разница между тем, чтобы «переступить себя», и тем, чтобы «переступить другого». Через первое человек, по его мнению, обретает спасение, а через второе - обрекает себя на гибель.

Таким образом, Раскольников в своей теории не учел, что после совершенного преступления он не сможет жить, как раньше. Он не учел своей человеческой натуры, совести, которые иррациональны и не поддаются логике его теории.