Помните персонажа по прозвищу Панк из кинофильма «Лето» Серебренникова? Так вот, это никакой не собирательный образ, а вполне конкретный человек по имени Андрей Панов и по прозвищу Свин.
Этот человек действительно сыграл довольно существенную роль в ленинградской рок-тусовке 80-х годов. Хотя стоит отметить, что Панов много раз говорил, что ему не очень-то нравится родной город, и предпочитает он скорее Москву. Но так или иначе именно в его группе «Автоматические удовлетворители» первое время играл на басу 17-летний Цой, и именно он, Свин, познакомил Цоя с Майком.
На этом история с Цоем (как и с Майком) отходит на второй план, дальше обратимся исключительно к наследию Андрея Панова. Чем же он славен?
Примечательно то, что Свин вырос в семье успешных балетных танцоров – его мама выступала в Кировском (Мариинском) театре, как и отец, который уехав в конце 70-х годов в Израиль, основал там свой театр и занимается им по сей день. Сам Андрей поначалу хотел стать актёром и даже проучился какое-то время в театральной академии на Моховой, впрочем, ушёл оттуда, как только возникла необходимость исполнять роль красного комиссара в учебном спектакле.
Однако главная роль Свина заключается в том, что он собрал первую в Советском Союзе панк-рок группу. На этот счёт многие исследователи предпочитают высказываться более аккуратно, называя «АУ» «одной из первых панк-групп», но на это первенство пока никто больше не посягнул, и, видимо, уже не посягнёт. Хотя, конечно, к началу 80-х годов в СССР начали появляться и другие панк-группы, такие как «Народное ополчение», «Бригадный подряд» и прочие.
Впрочем, у Свина началось всё несколько раньше — в конце 70-х, когда он вместе с юным Цоем, а также будущим знаменитым режиссёром-некрореалистом Евгением Юфитом бегали по окрестностям и творили всякую дичь. Они инсценировали драки под окнами проезжающих электричек, ходили летом в бабушкиных шубах, пугали прохожих разными нетривиальными способами, часто фиксируя происходящее на киноплёнку — словом, занимались активностями, не лишёнными признаков перформативного искусства.
И вполне закономерно, что в какой-то момент в список этих активностей добавилась музыка, заняв в них доминирующее положение. Это произошло после того, как Свин случайно приобрёл пластинку Sex Pistols у какого-то моряка (с тех пор важным символом у отечественных панков, и в особенности у поклонников «АУ», стала тельняшка). Вполне логично, что внезапно услышав британских панков, ребята пришли в восторг. Была даже произнесена фраза: «А ведь и там есть идиоты вроде нас».
Интерес к панку у этой компании был подогрет и сюжетом центрального телевидения, где с глубоким осуждением рассказывалось об этой «чудовищной западной» субкультуре. Пришлось тоже петь песни, другого варианта не оставалось. Что касается названия «Автоматические удовлетворители», то это скорее всего просто вольный перевод названия Sex Pistols. Хотя первоначально были и более эффектные варианты названий группы, например «Х**».
После первых концертов в Ленинграде, в Москве и в Прибалтике группа очень быстро приобрела известность во всяких там андеграундных кругах. По следам первого тура вышел дебютный альбом «Дураки и гастроли», который... бесследно исчез. Официально он не издавался и до какого-то момента пребывал в «свободном плавании» по рукам. Сам Панов не очень интересовался судьбой старых записей, но в 1994 году на вопрос журналиста о первом альбоме ответил, что единственный экземпляр содержался в коллекции знаменитого музыкального критика Артемия Троицкого, но после этого следы альбома потерялись. А ведь только на этой записи в составе «АУ» Цой играет на басу, а первый гитарист группы Кино Алексей Рыбин — на гитаре. Любопытно было бы это услышать!
С основанием Ленинградского рок-клуба «Автоматические Удовлетворители» становятся одними из хедлайнеров всех его фестивалей — в том числе и потому, что список групп для афиш составлялся в алфавитном порядке. Состав и название группы неоднократно менялись, в какое-то время его ансамбль даже носил название «600» (любимое число Свина). Неизменным в коллективе оставался лишь фронтмен.
Дальнейшая концертная и публичная жизнь Андрея Панова была богата эпатажем, чаще всего связанным с употреблением алкоголя, но не только. Например, обращает на себя внимание жанровая свобода, абсолютно не свойственная советским рокерам, дожившим до пост-советского периода. В конце жизни, в 90-е годы, он с интересом обращается к задорным и лёгким жанрам: диско, синти-попу и ска. Ради экспериментов с последним даже был образован особый состав коллектива — «Аркестр АУ», куда помимо Свина вошли участники одной из молодых ска-групп того времени. Что касается синти-попа, то в этом жанре было записано 3 песни, объединённые позднее в мини-альбом «Огуречный лосьон», ну а любовь к диско у Свина сохранялась на протяжении всей жизни, то и дело проявляясь в самых разных песнях.
В интервью 1995 года он говорил: «Расцвет своего творчества я планирую к 2000 году».
А умер в 1998.