Найти тему
Деньги есть

На чем делались состояния. Лёд

Сейчас, когда в каждом доме есть холодильник, это трудно себе представить. Но в прежние времена торговля естественным льдом, добытым на водоемах, была чрезвычайно прибыльным занятием.

Расцвет торговли льдом пришелся на 19-й и начало 20-го века. Это было время бурного промышленного развития США. Изначально покупателями льда были домохозяйства и небольшие коммерческие предприятия, которые использовали его для охлаждения продуктов. Постепенно круг клиентов расширялся. Покупной лед стали использовать для транспортировки продуктов (прежде всего, рыбы и морских деликатесов), охлаждения механизмов, в медицине.

Первым и самым известным предпринимателем, разбогатевшим на торговле льдом, был Фредерик Тюдор. Он сообразил, что лед можно продавать состоятельной публике, проживающей в колониях. Предприниматель организовал поставки льда морскими судами на Кубу и в другие страны Карибского бассейна. Туда он вез лед, а обратно - экзотические фрукты, которые сохранялись в остатках непроданного льда. Постепенно торговля расширялась, лед стали поставлять в Индию, у Тюдора появились многочисленные конкуренты.

Торговля льдом была делом для прирожденных предпринимателей и организаторов. Судите сами. Сначала лед нужно было добыть. Его добывали в северных штатах Америки и в Норвегии. Из толстого слоя льда на реках, озерах и заливах с помощью специального инструмента вырубались глыбы.

Инструменты для заготовки льда
Инструменты для заготовки льда

Их нужно было перевезти потребителю, который находился порой за тысячи километров от места добычи. Мало того: большая часть пути приходилась на теплые широты.

Для этого блоки льда очень плотно укладывали в трюмы судов, пересыпая опилками или сеном. Естественно, лед нужно было быстро загрузить и разгрузить, аккуратно упаковать, а по прибытии заложить в ледники. Приходилось искать ответственных, физически сильных людей, способных справиться с такой работой.

Ледяная баржа
Ледяная баржа

По мере того, как богатели сами американцы, торговля льдом стала распространяться и на территории самих США. И тогда продукцию стали перевозить не только на океанских судах, но и железной дорогой.

Ледовый вагон. Конец 19-го века.
Ледовый вагон. Конец 19-го века.

На месте нужно было сохранить лед, поместив его в ледник. Причем лежать лед должен был весь теплый сезон - до следующей зимы. Изначально лед закладывали в подземные ледники - огромные погреба. Но Тюдор рассчитал, что использовать можно и надземные ледники, построенные из кирпича. Он стал строить кирпичные хранилища с утеплением из торфа и угля. Ледники достигали огромных размеров и могли вмещать до 250 000 тонн продукта, что позволяло обеспечить льдом целый город на период от одной зимы до другой.

Торговля льдом не только принесла огромные прибыли предпринимателям. Она дала существенный толчок развитию экономики США. Была налажена транспортировка скоропортящихся продуктов, что привело к резкому увеличению их производства. Возросло производство и продажи мяса, молочных продуктов, мороженого, вылов рыбы.

Прибыльная торговля льдом просуществовала вплоть до Второй мировой войны. И пошла на убыль в конце сороковых, когда в развитых странах стали производить домашние и промышленные холодильники.