Спрос на специалистов в области интернет-маркетинга в последние несколько лет просто зашкаливает. Рынок нуждается в профессионалах в данной сфере. К сожалению, на данный момент они в большом дефиците. Однако их все же можно найти. Одним из таких специалистов является Владислава Рыкова — директор маркетингового агентства MAVR.
— Влада, хотелось бы начать с лирического вступления. Расскажи, чем маркетинг помогает тебе в жизни?
Преинтереснейший вопрос! Маркетинг – наука динамическая. Тот, кто не следит за тенденциями и трендами будет вынужден глотать пыль впереди скачущих в жизненной гонке. А следовательно, это помогает мне постоянно совершенствоваться.
Позиционирование помогает правильно «продать» себя как специалиста. Это касается и личностных отношений также.
Знание психологических триггеров помогает вести переговоры: начиная от собеседования при приеме на работу, разговора с начальством о повышении заработной платы, с Клиентами об обосновании стоимости работ и заканчивая торгом с бабушкой на рынке.
Я настолько живу своей профессией, что некоторые маркетинговые приемы использую на подсознательном уровне за пределами работы.
— Ты позиционируешь себя, как маркетолог. Чем услуги маркетолога отличаются от услуг копирайтера?
Нет, немного не так, я – интернет-маркетолог, ведь специфика все-таки есть. Например, не люблю делать маркетнговые исследования (ой, я это вслух сказала? 🙂 ). Начинала я с копирайтинга и считаю, что это основа для всех, кто хочет заниматься маркетингом и даже начать свой бизнес. Копирайтер предоставляет услуги по написанию текстов с целью побуждения к действию, т.е. это не обязательно должна быть покупка. А у маркетолога намного больше возможностей. Это как «доктор» для бизнеса. Когда ко мне обращаются за услугами маркетолога, то сначала я ставлю «диагноз». Мой бриф на маркетинг включает в себя 34 вопроса, тогда как бриф на копирайтинг – 14. Некоторые из вопросов конечно же пересекаются.
— Чем занимается интернет-маркетолог? Что он должен уметь?
Ого, тут столько можно рассказывать, на целую книгу информации можно набрать, да если еще и с примерами 🙂 . Расскажу свое видение. Интернет-маркетолог – это как бог Генеша в индуизме, у которого от 2 до 32 рук (в зависимости от образа). Т.е. его знания и умения должны покрывать такие области, как копирайтинг, психология, PR, SEO (продвижение под поисковые системы), SMM (маркетинг в социальных сетях), контекстная реклама (и особенности ведения любых ppc-кампаний), e-mail-, аффилиат-, партнерский маркетинг, веб-аналитика, пожалуй, это не все, но основное.
А есть гуру в каждой из перечисленных мной специализаций, например, Денис Каплунов и Дмитрий Кот (копирайтинг), Сергей Кокшаров и Михаил Шакин (SEO), Ольга Ларина (SMM), Игорь Яковец (контекстная реклама), Алена Мельон и Дмитрий Кудренко (e-mail-маркетинг) и т.д.
Я не стесняюсь признаться, что не все знаю, но знаю, где можно найти информацию.
— Раньше ты работаешь в компании Scorto. Опиши в двух словах, как ты туда попала и каковы были твои основные задачи?
В принципе никакой особой истории я рассказать не могу. Все произошло довольно шаблонно для IT-сферы. У меня довольно хорошо «прокачанный» профайл в LinkedIn, где меня нашла HR компании Scorto и предложила пообщаться на тему открытой у них вакансии маркетолога. После того, как я прошла собеседование с директором компании, через неделю мне прислали очень заманчивый offer, от которого я просто не могла отказаться. Тем более мне была интересна тема и сама компания. До этого я проработала в аутсорсинговой IT-компании и интересно было попробовать себя именно в продуктовой.
Задачи передо мной поставили такие, как я в действительности люблю – challenging! Мне пришлось практически с нуля поднимать отдел маркетинга, учить новую тематику и ее специфику – скоринг и software для банковской сферы. Интересно было разбираться в прерывающих инновациях и особенностях вывода сложного программного обеспечения на массовый рынок. Скажу, что есть особая специфика маркетинговой стратегии на раннем рынке, когда главными критериями при принятии решения о покупке являются сам продукт и технология. И уже совсем другие на массовом, основном рынке – это имя компании (бренд), позиционирование и т.д.
В мои обязанности входили разработка и имплементация маркетинговой стратегии, аналитика и отчетность, медиапланирование и все виды маркетинга… SEM, PPC, SMM, PR, DM, CPM, CPA и т.д.
— Главные плюсы работы маркетологом? Что в твоей работе тебе нравится больше всего? Какая работа дается легче всего?
Главные плюсы:
- профессия восстребованная, с недостатком реально хороших специалистов,
- прибыльная (маркетологи получают зарплату выше среднего по рынку и для них всегда разрабатывают премиальную систему, т.е. бонусы за сэкономленный бюджет на маркетинг, % от продаж и пр.),
- безумно интересная!
Что нравится больше всего:
- коммуникации и networking (развитие сети контактов),
- изучение психологии и основ ведения бизнеса,
- четкое измерение эффективности работы,
- можно много тестировать и пробовать много новых инструментов.
Что дается легче всего:
Довольно непросто ответить на данный вопрос. Постараюсь зайти со стороны методолгоии Ицхака Адизеса о типах руководителей. Он разделяет их на 4 типа: интегратор, производитель, предприниматель и администратор. Я отношусь к типу «предприниматель», т.е. у меня всегда много новых идей, я проактивна, постоянно думаю на перспективу. Т.е. стратегия, планирование, креатив мне дается, наверно, проще всего.
— Какие есть минусы? Что кажется скучным, неприятным?
В любой профессии есть свои минусы. И мой ответ может показаться банальным, но самое скучное и неприятное – это монотонная, техническая, однообразная работа. Один из примеров – это сбор статистической информации или все виды исследований, связанных с поисками в Google. Я люблю как можно больше автоматизировать всю свою такую работу.
— Какой самый сложный проект тебе удалось воплотить в жизнь?
Мой самый сложный проект еще в будущем! Хотя, один из самых сложных и самых любимых моих «проектов» — это воспитание сына! Я действительно горжусь ним!