Найти в Дзене
Болгария йестедей

В Болгарию из России на машине: что если поехать через Грузию и Турцию?

Оглавление

Ниже путевые заметки с кучей полезной инфы о том, как наименее болезненно преодолеть 4 страны за 5 дней и 4 830 километров пути в среднем темпе 78 км/ч по пути в Болгарию из Екатеринбурга.

Почему именно через Турцию?

Это не самый очевидный вариант. Из европейской части России, конечно, гораздо проще добраться через Европу: на Беларусь, потом на Польшу, оттуда — через Чехию, Австрию, Венгрию на Балканы. В Болгарию въезжаем через Сербию со стороны Софии.

Проблема в том, что если едешь надолго, нужна длинная виза. В случае с Европой — Шенген. Если он у вас есть — хорошо, нет — у вас проблема. У половины нашей группы Шенгена не было, ищем варианты.

На Балканский полуостров из России попасть иным путём очень сложно. Есть вариант через Украину/Молдавию/Румынию. Мы рассматривали его, но взвесили все за и против и отказались. Слишком сильно разнятся вводные данные: кто-то говорит, что русских мужчин в (на) Украину пускают без проблем, кто-то говорит, что с проблемами: пытливый досмотр, въедливое собеседование без гарантии въезда.

В общем, этот вариант тоже отмели, и остался один — через Кавказ. Есть длинный путь — через Чечню/Азербайджан/Турцию. Есть покороче: через Грузию-Турцию. В чём подвох?

В границе.

Погранпереход в Верхнем Ларсе — в лучших традициях российской государственности. Но до этого мы ещё дойдём, а пока...

-2

...про путь по России

Мы ехали с Урала, и мне понравилось, что дорожное покрытие обновляют повсеместно, и уже можно так не переживать за сохранность подвески и целостность колёс, как прежде. Главное, не соваться в лоб на федеральную трассу М5 (вечно забитую фурами), а объехать бо́льшую часть Челябинской области через дорогу на Михайловск – Нязепетровск. Ям там можно и не найти вовсе.

-3

Лучше, чем мне обещали, оказались самарские дороги: от общения с местными друзьями у меня заранее складывалось совершенно другое отношение. В сторону Саратова активные дорожные работы, много свежего асфальта, ехать можно без опаски даже ночью.

За прошедшую пятилетку весьма недурно прибрали дорожную сеть в Волгограде — сказывается влияние мундиаля, не иначе. Но не во всем: вот такое вот — до сих пор типичная картина для города-героя.
За прошедшую пятилетку весьма недурно прибрали дорожную сеть в Волгограде — сказывается влияние мундиаля, не иначе. Но не во всем: вот такое вот — до сих пор типичная картина для города-героя.

Довольно быстро проходишь Калмыкию: дороги у степи шикарные, бояться надо другого — жара: летом воздух прогревается до +40–50. Закипевшие в пути машины — обычное дело. Причем не «Жигули» с уставшими радиаторами и текущим антифризом, а вполне свежие «Лансеры» и не очень-то старые «Лачетти».

Ближе к Кавказу ситуация портится: внешне как будто ровная (пусть и в заплатах) дорога на самом деле очень волнистая. На высокой скорости можно поймать такую амплитуду раскачки, что кувыркнешься прямо в степь.
Ближе к Кавказу ситуация портится: внешне как будто ровная (пусть и в заплатах) дорога на самом деле очень волнистая. На высокой скорости можно поймать такую амплитуду раскачки, что кувыркнешься прямо в степь.

На Кавказе дороги достаточно неплохие, но, памятуя о дотациях федерального центра, я ожидал немного другую картину. Ей более-менее соответствует только кусок трассы на Владикавказ, а это не очень много. Причем выбраться на нее было непросто: «Яндекс.Навигатор» просчитал гениальный маршрут до границы через горный перевал, на тропах которого помещаются только овцы и бараны (буквально, не фигурально). Неладное я почувствовал, только когда все деревни остались позади, дорога превратилась в чисто грунтовую, а уклон, в который предлагал ползти оптимистичный навигатор, подобрался процентам к 40.

Виды на Кавказе — отвал башки, но. Местные джигиты на (конечно же) белых посаженных «Приорах» всегда ездят с дальним светом. Ночью, а тем более в ливень, при наличии встречного потока движешься просто вслепую. Джигиты, кстати, смешные: один за 200 км совместного пути обгонял нас четырежды, каждый раз нарывался на ДПС, потом снова обгонял, снова нарывался. В итоге мы доехали быстрее при вдвое более низкой скорости.
Виды на Кавказе — отвал башки, но. Местные джигиты на (конечно же) белых посаженных «Приорах» всегда ездят с дальним светом. Ночью, а тем более в ливень, при наличии встречного потока движешься просто вслепую. Джигиты, кстати, смешные: один за 200 км совместного пути обгонял нас четырежды, каждый раз нарывался на ДПС, потом снова обгонял, снова нарывался. В итоге мы доехали быстрее при вдвое более низкой скорости.

Когда вернулись в более-менее цивилизацию и спросили на блокпосту дорогу, выяснилось, что нас таких набралось уже пятеро: все с «Я.Навигатором», все поехали «быстрейшей» дорогой. Так что к черту GPS, держитесь указателей на Владикавказ: там будет и 4-полосная дорога с отбойником, и нормальные заправки.

Старые убогие пугалки на Волгоградщине, в Калмыкии и Ставрополье постепенно заменяют на новые — с силуэтом «Весты». Отличная наружка, молодцы, маркетологи АвтоВАЗа! А вообще, полиции до Кавказа немного. Но вот ближе к границе тормозят чуть ли не каждые 10 километров: смотрят документы, заглядывают в багажник.
Старые убогие пугалки на Волгоградщине, в Калмыкии и Ставрополье постепенно заменяют на новые — с силуэтом «Весты». Отличная наружка, молодцы, маркетологи АвтоВАЗа! А вообще, полиции до Кавказа немного. Но вот ближе к границе тормозят чуть ли не каждые 10 километров: смотрят документы, заглядывают в багажник.

А вот теперь про Верхний Ларс?

Легальных вариантов попасть в Грузию, кроме этого, нет: погранпереход между нашими странами есть только в Верхнем Ларсе, что после Владикавказа. С российской стороны там всё сделано ожидаемо отвратительно. Переход как бы круглосуточный, но там постоянно пересменки, перекуры, обеды, и вообще — «вас много, я одна». Как итог – мы простояли в очереди без малого десять часов. Две недели спустя там же влипли мои коллеги, но им повезло: всего-то шесть часов ожидания с российской стороны.

На пробку в режиме онлайн можно медитировать с трансляции вот тут: https://kray-zemli.com/24-verhnij-lars.html
На пробку в режиме онлайн можно медитировать с трансляции вот тут: https://kray-zemli.com/24-verhnij-lars.html

Все остальные границы дальше (а это еще три) мы проходили от 15 до 40 минут. Причем тут сам процесс досмотра весьма оперативный и корректный, но до него еще доползти надо. Дополнительных очередей в многокилометровой пробке, как водится, три: «А мне надо!», «Я только спросить» и «Я из 15 региона, меня брат-джан пустит так». При этом снимаю шляпу перед местной ДПС: любителей срезать по обочине/встречке разворачивают регулярно и корректно.

А еще там же работает самый терпеливый инспектор на планете: при мне он два часа упрашивал (упрашивал! инспектор, мама, упрашивал!) самарскую «Тундру» вернуться в строй. После нескольких раундов мягких переговоров «Тойота-0–2–3, освободите обочину, Тойота-0–2–3, освободите обочину» терпение полицейского лопнуло, и он под всеобщее улюлюканье отобрал документы у водителя и пошел оформлять за неподчинение законным требованиям.
А еще там же работает самый терпеливый инспектор на планете: при мне он два часа упрашивал (упрашивал! инспектор, мама, упрашивал!) самарскую «Тундру» вернуться в строй. После нескольких раундов мягких переговоров «Тойота-0–2–3, освободите обочину, Тойота-0–2–3, освободите обочину» терпение полицейского лопнуло, и он под всеобщее улюлюканье отобрал документы у водителя и пошел оформлять за неподчинение законным требованиям.

«Ты чо хочищь, э?! — коротко о придорожной инфраструктуре в России

Ее нет, а та, что есть, отбивает любое желание ей пользоваться. Кафе, в которые нестрашно войти, встречаются преимущественно на крупных сетевых АЗС (лучшие — в Татарстане или Башкирии), с мотелями беда: сезон отпусков, загрузка под 100%, о бронировании через Booking никто не слышал, даже если объект там размещен. «Какой букинг-шмукинг, у меня очередь тут стоит», — ответил мне кто-то из Камышина на другом конце провода.

-10

Если вы не записались по телетайпу или факсу заранее, то придется биться во все двери подряд в надежде, что хоть где-то пустят на ночлег. В одном из таких мест мне почти повезло: я набрал указанный номер, оказалось, что отель расположен еще в 7 км оттуда, там была последняя комната аккурат на троих, которую я поспешил «забронировать» с обещанием приехать через 10 минут. Через 10 минут меня опередила другая группа туристов, и мой визави только развел руками: «Миня ни придупредили, бират! » Я вежливо пояснил, что именно с ним именно по этому номеру говорил 10 минут назад и именно он пообещал придержать мне комнату. В ответ услышал гениальное:

Ты чо хочищь, э?! Гаварю жи: миня ни при ду при ди ли!

Боже, как я люблю внутренний туризм...

Продолжение следует. Подпишись на наш канал, чтобы не пропустить!